На прошлой неделе состоялся брифинг с участием руководителей управлений образования, здравоохранения, координации занятости и социальных программ, заместителя акима города Актау по вопросу трудоустройства выпускников детского дома.
Как уже освещали средства массовой информации, двенадцать выпускников областного детского дома объявили голодовку с целью привлечения внимания местных органов власти к своим проблемам – трудоустройству и обеспечения жильем.
Заместитель акима города Актау Рахат Елтизаров сообщил журналистам в ходе брифинга, что из 12 объявивших голодовку выпускников детского дома одна учащаяся 11 класса вечерней школы, пять студентов колледжа, остальные – на сегодняшний день без работы. По словам Р. Елтизарова, в основном требования молодых людей сводились к устройству на стабильную работу в крупных нефтяных компаниях. Им была предложена работа из числа имеющихся в городе Актау свободных вакансий, но они не согласились, мотивируя это низкой заработной платой (от 40 до 80 тысяч тенге).
Как отметила и.о. руководителя областного управления образования Зейнеп Тастемирова, 4 студента получают повышенную стипендию в колледжах независимо от успеваемости (35 тысяч тенге), а также социальное пособие в размере 12 тысяч.
К примеру, у одного из объявивших голодовку студентов, ежемесячный доход составляет порядка 77 тысяч тенге (если суммировать стипендию в колледже, соцпособие, стипендию от компании «Бузачи Оперейтинг Лимитед»).
– Сейчас он учится в энергетическом колледже города Актау на автомеханика, но изъявил желание выучиться и на автослесаря. В связи с этим мы обратились к руководителям двух колледжей областного центра. Думаю, что этот вопрос в скором времени будет положительно разрешен, – сказала Зейнеп Жумагалиевна.
Как стало известно, трудоустраивали ранее и других. Например, учащаяся вечерней школы работала в супермаркете «Аман», но уволилась оттуда из-за низкой заработной платы. Другого выпускника трудоустроили в прошлом году в ТОО «Мунайгазкурылыс», но он через некоторое время ушел.
– Наших ребят зарплата в размере 60 – 80 тысяч тенге не устраивает, поэтому они уходят с работы, – отметила З.Тастемирова.
Отвечая на вопросы журналистов, почему не идут навстречу тем выпускникам детского дома, которые изъявили желание учиться в крупных городах – Астане, Алматы, и.о. руководителя управления образования подчеркнула, что никто их в этом не ограничивает.
– Желающие уезжают, поступают учиться. Но затем возникает другая проблема: они нарушают учебную дисциплину, правила проживания в общежитии и поэтому руководство детского дома и детской деревни вынуждено выезжать в эти города и привозить их обратно, а затем устраивать в городские колледжи, – пояснила З.Тастемирова.
Как сообщили стражи порядка, с молодыми людьми будет проводиться разъяснительная работа, но так как с их стороны нет нарушения общественного порядка, то к ответственности за голодовку они привлекаться не будут.
Объявившие голодовку находились под присмотром медицинских работников, рядом с ними постоянно дежурила бригада скорой помощи, проводился регулярный осмотр состояния здоровья.
– К примеру, двое пожаловались на боли в животе. Бригада скорой помощи отвезла их в приемное отделение областной больницы на консультацию. Врачами был поставлен диагноз «Обострение хронического гастрита» из-за несоблюдения диеты и нерегулярного питания, – сообщил заместитель руководителя управления здравоохранения Бисен Алмабек.
По словам руководителя координации занятости и социальных программ Гульмиры Калмуратовой, если выпускникам детских домов не предлагается трудоустройство в крупные компании, такие как «Озенмунайгаз», «Каражанбасмунай», «Мангистаумунайгаз», то они даже на собеседования в другие компании не приходят.
– К примеру, мы договорились с руководством компании «Кеппел Казахстан», что они рассмотрят кандидатуру одного из ребят, несмотря на то, что у него нет стажа работы, но он даже не явился на собеседование, – сказала Г. Калмуратова.
Как отметила руководитель координации занятости и социальных программ, ребятам было предложено устроиться на социальные рабочие места с заработной платой 80 тысяч тенге, но они отказались. Основание для отказа – это не постоянная работа.
К тому же, как стало известно, некоторые не оформляют документы для получения положенных по закону детских пособий, адресной помощи для малообеспеченных семей, мотивируя это тем, что надо ходить и собирать документы.
– Если называть вещи своими именами, то здесь, конечно присутствует инфантилизм. Сейчас, если исходить только из эмоций, то да, конечно, тяжело. А кому сейчас легко? Кто не начинал с 30 тысяч работать. Понятно, что все хотят хорошую работу, хорошую заработную плату. Но ведь надо с чего-то начинать, – считает Гульмира Калмуратова.
Выпускники детского дома, объявившие голодовку, ждут встречи с акимом города и считают, что он должен предложить им постоянную работу с достойным окладом.
Представители местных органов власти, стараясь разрешить данный вопрос, уверены, что такое противостояние ни к чему хорошему не приведет.
– На сегодняшний день в регионе более 4600 безработных. Только за январь 1200 человек обратилось в органы занятости. В январе 108 человек высвобождены по области из организаций и предприятий по сокращению штатов. Это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, которые испытывают снижение деловой активности. Ситуация сейчас непростая. В регионе на предприятиях уже переходят на неполный рабочий день с 50% оплатой труда, – пояснила Г.Калмуратова.
P.S.: К сведению наших читателей, и тех, кто не хочет трудится на благо своего края, семьи, в конце концов, жалуясь на всех и вся: к примеру президент Белоруссии в прошлом году приказал ввести наказание за тунеядство. «Тех, кто нигде не работает, нужно заставить трудиться «любыми способами», – подчеркнул Лукашенко. – В 2015 году принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать», — распорядился белорусский лидер.
Белорусское руководство неоднократно говорило о необходимости борьбы с тунеядством и иждивенчеством. Так, ввести наказание за тунеядство предложил в 2012 году заместитель спикера парламента республики Виктор Гуминский. А в 2013 году глава правительства Белоруссии выступил с инициативой введения налога с неработающих граждан.
Во времена СССР тунеядство было приравнено к преступлению. Тех, кто в течение продолжительного времени «уклонялся от общественно полезного труда», преследовали по уголовной статье, предусматривающей ответственность за «паразитический образ жизни». В качестве наказания она предусматривала лишение свободы и исправительные работы.
Может быть и нашим властям следует задуматься над этим….