Нынешнее общество при разрешении конфликтов в учебных заведениях все больше нуждается в медиации, призванной возродить институт общественного воспитания детей. В качестве примера можно привести службу медиации «Примирение», успешно действующую в одной из белорусских школ.
Все мы знаем, что школьные и студенческие годы сопровождаются различными конфликтами между участниками учебного процесса. И конфликты эти требуют разрешения. Помочь в данном вопросе может медиация, то есть урегулирование споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны.
В соседней Российской Федерации школьная медиация практикуется уже в течение 16 лет. Соответствующий запрос в сети Интернет об использовании медиативного подхода в разрешении конфликтов в школьной и студенческой среде в Республике Казахстан дал лишь скудную информацию о реализации одной из НПО страны ОФ «Бота» пилотного проекта школьной медиации. Зато интересным оказался опыт белорусских коллег Боровлянской средней школы Минского района, создавших службу медиации «Примирение», где в роли посредников – миротворцев выступают сами школьники.
В чем же его особенность? Педагоги – психологи стараются не вмешиваться в детские споры, предоставляя юным медиаторам самостоятельность. При необходимости они приходят на помощь в самых сложных ситуациях, или когда споры возникают между взрослыми – учителями, родителями, учителями и родителями. Ребята-медиаторы, прошли специальное обучение, постигли азы конфликтологии и помогают как одноклассникам, так и другим мальчишкам и девчонкам помириться, найти общий язык и выход из любой непростой конфликтной ситуации, сложившейся в школе, где, как известно, ссор и непонимания всегда хватает.
Как же реализуется эта идея школьников? Школьный медиатор в процессе приватного и конфиденциального разговора с обеими сторонами выявляет движущие мотивы конфликта, создает условия для лучшего понимания сторонами друг друга и помогает выработать совместное решение, отражающее интересы участников конфликта. Таким образом, медиаторы подводят конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства, постарались осознать, какие неприятности, боль, страдания причинили друг другу. Стараются помочь увидеть ситуацию со стороны, став на место друг друга. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы, раскаиваются. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.
Вот один пример из жизни девятиклассниц. Две девочки периодически конфликтовали без веской причины. Одна из них очень вспыльчивая, человек настроения, находясь не в духе, могла неожиданно обидеть, оскорбить другую. Вторая девочка в силу своего спокойного характера, не могла дать отпор, отмалчивалась, обижалась, плакала, очень близко принимая к сердцу все происходящее. Выяснив, что обе хотят помириться (это первое и главное условие), для разрешения этого конфликта медиатору оказалось достаточно поговорить по отдельности с каждой, убедить взглянуть на ситуацию глазами друг друга и вскоре конфликты прекратились.
Однако, в школах возможны различные неприятные ситуации. Дети могут подраться, испортить чужую дорогую вещь как нечаянно, так и умышленно, взять не свое. В зависимости от конкретной ситуации такие инциденты могут трактоваться уже как преступление: хулиганство или воровство. Так что еще одна важная функция школьной медиации – разрешение конфликта без привлечения правоохранительных органов, без возбуждения уголовного дела. Впрочем, в подобных инцидентах, граничащих с криминалом, разбираются взрослые медиаторы из числа учителей. Здесь специалистам помогают не только психологические знания, но и пригождается юридическая грамотность.
Возможно, внедрением нового и, бесспорно полезного опыта, заинтересуются и школы нашей области. Ведь обучение школьников медиации – очень важное и нужное дело. Способность разрешать конфликты с помощью медиативного подхода поможет детям в ежедневных жизненных ситуациях, будет способствовать их подготовке к взрослой жизни, дети научатся уважать себя, а также ценить и принимать другого, в них воспитывается ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом.
Добавлю, что медиативный подход учит ребят умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за участие в том или ином конфликте. И этому самое время учиться в школе.
Никар РАФИКОВА,
Президент ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей»