Со времени провозглашения Казахстаном суверенитета и началом перехода к рыночным отношениям, важнейшей частью экономических реформ являлась приватизация государственной собственности.
Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» была озвучена задача по приватизации субъектов квазигосударственного сектора страны. Развитие малого и среднего бизнеса является главным инструментом индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке. И чем больше доля малого и среднего бизнеса в экономике – тем более устойчиво развивается государство.
Согласно глобальному рейтингу Казахстан входит в группу стран с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса, и эта тенденция должна поддерживаться и наращиваться. Экономика Казахстана в последние годы испытывает влияние мировой конъюнктуры, и недопущение снижения темпов роста экономического развития является главным мотиватором в поиске новых подходов в развитии экономики. Курс на развитие предприятий вполне логичен, поэтому приватизацию, как одну из мер по разгосударствлению экономики можно только приветствовать.
Приватизация проводится для того, чтобы привлечь частный сектор в развитие экономической среды, для внедрения нового опыта управления, новых креативных идей. Вторая волна призвана сократить государственное участие в экономике и создать условия для развития частного бизнеса в новых отраслях. Население в свою очередь получит качественные услуги, расширится спектр и снизится стоимость предоставляемых услуг за счет внедрения конкуренции.
Приватизация направлена на достижение следующих целей:
– создание конкурентной среды, и как следствие повышение эффективности деятельности предприятий;
– развитие малого и среднего предпринимательства;
– содействие демонополизации экономики;
– сокращение расходов государственного бюджета;
– привлечение частных инвестиций в развитие объектов приватизации.
Приватизация рассматривается как структурный элемент единой государственной политики в области управления государственным имуществом, направленный на получение в долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, повышения эффективности функционирования отраслей экономики.
В настоящее время в рамках комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы, в целом по республике началась работа по реализации задач новой волны приватизации.
Принципами новой волны приватизации являются:
1. Абсолютная прозрачность приватизации.
2. Использование различных механизмов ГЧП. Объекты надо не только продавать сразу и целиком, нужны и другие формы – передача в аренду с последующим выкупом, предоставление рассрочки, безвозмездная передача.
3. Приватизируемые объекты социальной сферы не должны менять свою направленность.
На сегодняшний день в рамках комплексного плана приватизации по Мангистауской области принято решение выставить на продажу 16-ть государственных организаций:
Создана региональная рабочая комиссия, в функции которой входит реализация комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы.
Выделяют следующие способы приватизации:
1. Купля-продажа по конкурсу на торгах в форме аукциона либо коммерческого тендера (продажа объектов при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий). В настоящее время данный способ приватизации с 2014 года осуществляется только в режиме он-лайн, т.е. на электронной площадке;
2. Продажа государственных долей участия в уставных капиталах юридических лиц, по праву других участников на преимущественную покупку;
3. Передача объектов в доверительное управление, с правом последующего выкупа (критериями продажи являются объем, сроки инвестиций и условия приватизации объекта).
Передача в частный сектор будет происходить на конкурсной основе. При разработке конкурсной документации, основные условия будут согласовываться с профильными органами управления данных организаций, например, в спорте – это сохранение посещений на бесплатные секции, проведение соревнований различного уровня.
На первых порах планируется передача предприятий физической культуры на условиях доверительного управления. Государство сохраняет за собой право бесплатных секций, но, в то же время, частный бизнес должен вкладывать деньги в это предприятие с тем, чтобы вывести его на более качественный уровень. Тем самым, мы переходим к более современным процессам менеджмента управления. Взаимоотношения государства и частного бизнеса, получившего данное предприятие, будут выстраиваться на взаимовыгодных условиях. Существуют возможности на получение денежных средств из бюджета в виде государственного заказа.
По предприятиям, передаваемым в доверительное управление с правом последующего выкупа (объекты спорта), основными условиями со стороны государства будут: сохранение профиля деятельности объекта доверительного управления, функционирование бесплатных групп для детей и определенной категории граждан, организация, проведение соревнований различного уровня, в т.ч. международного масштаба, обеспечение сохранности и эксплуатация объектов доверительного управления в надлежащем состоянии и др.
Уполномоченным органом по управлению коммунальной собственностью будет контролироваться выполнение условий доверительного управления, в свою очередь бизнес тоже будет заинтересован в их выполнении в период срока доверительного управления. Кроме того, существует постприватизационный контроль, когда при продаже объекта устанавливается право продавца на осуществление контроля за сохранением деятельности предприятия после его продажи.
В целях соблюдения прозрачности проведения процедур приватизации сегодня существуют требования по проведению торгов, размещению объявлений через СМИ и на веб-портале реестра госимущества (www.gosreestr.kz). Вся информация об объектах приватизации будет доступна на портале в режиме он-лайн.
В целом, политика приватизации субъектов квазигосударственного сектора направлена на улучшение бизнес-климата в стране и регионах, расширение частных инвестиций, в т.ч. в несырьевые сектора экономики. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана отметил, что «малый и средний бизнес – это прочная экономическая основа нашего Общества Всеобщего Труда». Бизнес-сообществу безусловно будет интересно участие в планируемых процессах приватизации в качестве реального участника экономических преобразований в регионе.