Укреплять демократию, способствовать отправлению правосудия, поддерживать образование, совершенствовать здравоохранение, повышать благосостояние, гарантировать развитие – бороться с коррупцией могут все.
Закон РК «О борьбе с коррупцией» был принят в 1998 году. Он направлен на, цитируем: «…защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией»… Но сначала следует разобраться с самим понятием коррупции – что это такое?
В законе под коррупцией понимается «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
Если покопаться в интернете, отыщется множество и другой интересной информации. Оказывается изначально, например на Руси, коррупция была законным видом деятельности: жалованье за государственную службу не платилось, предполагалось, что за свою работу, – а полномочия у чиновников были безграничные – они получат компенсацию в виде дани, мзды и подношений. То есть психотип взяточничества формировался на протяжении столетий. Люди даже не осознавали что коррупция это ужасное зло, подрывающее бюджет страны, разлагающее общество.
Можно привести хронологические даты исторических попыток борьбы с этим явлением – информация доступна, но любой желающий может самостоятельно почитать об этом. У нас же несколько другая задача: применительно к имеющейся законодательной базе и реальных действий со стороны правоохранительных органов, разобраться на каком качественном уровне явление коррупции пребывает в нашем обществе сейчас?
Итак, в последние годы в средствах массовой информации все чаще стали появляться материалы, свидетельствующие о тех или иных раскрытых преступлениях экономического характера. Стали мелькать фамилии проворовавшихся или пойманных на взятке лиц, что само по себе, конечно, уже хорошо и свидетельствует о проводимой работе. Но давно всем было известно, что все попытки уравнять гражданское общество перед законом так и не увенчались успехом, равноправия в этом вопросе по-прежнему нет. И это проблема номер один: кто имеет власть, деньги и полномочия – легко уходит от правосудия, а небольшая огласка «проступка» даже положительно сказывается на их имидже (в современном мире даже модно делать имя на скандалах).
А вот простой человек, как раньше говорили – «укравший мешок картошки» может серьезно сесть. То есть поговорка «закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло» – справедлива и по-прежнему актуальна. И хотя неправильное толкование закона тоже проявление коррупции, чаще всего дела обстоят именно так. Поэтому одна категория граждан наживает блага, используя служебное положение как личное право для устроения собственного благополучия, а другие, пытаясь хоть как-то решить свои проблемы, практикуют все тот же средневековый метод – подношения.
Есть еще один вид коррупционеров – те, кто для достижения каких-либо благ и преимуществ, как правило – в обход закона, используют неправедные методы – подкуп. То есть, в этом случае коррупционером является сам взяткодатель.
Внутренний закон человека – совесть, подсказывает, что ни первое, ни второе не оправдано и не должно быть нормой. В своем Послании народу Казахстана Президент страны сказал об этом очень четко: «государство должно следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку», а также: «мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни». Если уж хулиганство и бескультурье попало в фокус, что же говорить о нарушениях законов?
В борьбе с коррупцией должны участвовать все. В законе так и написано: «Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица». С точки зрения системного подхода такая постановка вопроса не эффективна, так как – «все», значит – никто. Никто конкретно. Но в целом смысл понятен: во-первых, необходимо признать, что помимо писаных законов есть так называемые законы неписаные – моральные. И начинать нужно с них. Если человеку с детства привиты понятия о морали и этике, он автоматически будет соизмерять свою жизнь и поступки с этими критериями. И чем больше таких граждан, тем цивилизованнее общество. Нам до этого, пока, далеко, поэтому хорошим заделом для будущего должно стать методичное культивирование и привитие подрастающему поколению моральных, духовных ценностей. Но это долгосрочный воспитательный процесс.
Что же касается контингента состоявшихся граждан, к ним должен применяться принцип неукоснительного соблюдения норм законов, и в целом достижения тотального равноправия перед ним. Перед законом все равны – это аксиома, и она должна методично находить отражение, прежде всего, в работе такого социального института как судебная система. Если будет расти число реальных процессов, где зло повержено, а справедливость торжествует, в обществе очень быстро сформируется доверие к суду, а значит к закону. Другими словами, государство сегодня хорошо заботится о разработке и принятии необходимых законов – они есть, но не действуют в должной мере. И здесь крайне трудно переоценить важность полномочий, делегированных именно судебной власти. Каждый человек должен быть уверен, что прописанные в законах нормы по защите справедливости – работают, а в судах трудятся как раз те, кто умеет правильно их трактовать и защищать.
Но пока простые люди нашего общества могут сказать лишь о своем недоверии к судам, о том, что коррупция повсеместна и простому человеку защитить свои интересы, и найти справедливость крайне сложно.
Об этом свидетельствуют рейтинги, выставляемые различными международными организациями на основе показателей распространенности коррупции. Применяется такое понятие – индекс восприятия коррупции. Согласно исследованиям Transparency International, проведенным в 2013 году, из 177 стран Казахстан, наравне с Гондурасом и Угандой находится на 140 месте с индексом – 26.
Таким образом, помимо реструктуризации противокоррупционных органов, которое произошло недавно по распоряжению Главы государства (упразднение финансовой полиции и реорганизация агентства по делам госслужбы в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, с передачей функций), нашему обществу необходимо поднимать имидж судебной и исполнительной системы, чтобы любой гражданин мог вести непримиримую борьбу с этим злом, начиная с бытового уровня.
А. Султанова,
ОЮЛ «Гражданский альянс Мангистауской области».