В июле 2014 года Главой государства подписан новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс), который вводится в действие с 1 января 2015 года и содержит 920 статей: 72 – в Общей, 848 – в Особенной части (дейст. Кодекс – 966 статей).
Реформирование административного законодательства обусловлено исполнением положения Послания Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», а также Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 путем реализации следующих основных направлений:
Первое – гуманизация, заключающаяся в поддержке малого бизнеса. В частности, размеры штрафов для субъектов малого предпринимательства уменьшены в среднем в два раза.
Одной из особенностей является то, что размеры штрафа, применяемого при назначении административного взыскания конкретно определены в самом Кодексе, данная мера направлена для исключения коррупциогенного фактора.
Также расширено применение предупреждения как вида административного взыскания.
Второе – пересмотрена компетенция органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В частности, значительно разгружены суды, путем передачи к подведомственности уполномоченных государственных органов статей в санкциях, которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.
Третье – модернизирована процедура привлечения к административной ответственности. Вводится сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении. То есть лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий.
При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. Если лицо несогласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.
Одной наиболее значительной новацией является введение нормы, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30 % от общей суммы.
Данное новшество введено в связи с тем, что в действующем и в новом Кодексе предусматривается норма, которая позволяет смягчить административную ответственность в случае наличия таких обстоятельств как характер административного правонарушения, личность виновного, его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Введенное новшество позволит не только снизить репрессивность кодекса, но также учитывает конституционный принцип индивидуализации наказания (ст. 649 дейст. Кодекса, ст. 819 нового Кодекса).
В проекте Кодекса расширены основания пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.
В действующем Кодексе основанием для пересмотра в Верховном Суде могло быть только внесение протеста Генерального Прокурора и его заместителей. В новом Кодексе предлагается осуществлять пересмотр также по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевшего или их законных представителей (статья 834 нового Кодекса).
Данное положение соответствует конституционному принципу, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (статья 13 Конституции Республики Казахстан).
Также предусмотрен институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогии с ГПК и УПК. Это обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 нового Кодекса).
Кроме того, в связи с введением нового вида противоправного деяния – уголовный проступок – был проведен анализ норм Кодекса, который выявил допустимость признания отдельных составов административных правонарушений (это свыше 80 статей) в качестве уголовных проступков. В этой связи, указанные статьи, которые по характеру и содержанию являются уголовными, перенесены в новую редакцию Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, названные и другие новшества Кодекса будут способствовать профилактике совершаемых административных правонарушений, а также обеспечат неотвратимость административной ответственности за совершенные административные правонарушения.