Мангистауское общество по защите прав потребителей активно работает в новом для себя направлении – по вопросам медиации. Президент общественного объединения Никар Рафикова любезно согласилась на страницах «ОМ» информировать наших читателей о том, что такое медиация, какую помощь может оказать ее организация, и в целом, как и в каких странах решаются вопросы примирения сторон.
– Для своей работы мы провели определенный мониторинг, с тем, чтобы на практике других регионов и стран выстроить правильную работу в этом, так сказать деликатном вопросе – примирении сторон. И это не только работодателей и работников, но и тех, кто разводится и начинает делить свое имущество со скандалами и т.д. На страницах «ОМ» я хочу рассказать о медиативной практики в странах ближнего зарубежья, проведенной российскими специалистами. Наше объединение проанализировало развитие этого института в соседних странах. Мы и далее будем информировать потребителей о состоянии лучших практик по медиации как в Казахстане, так и у наших соседей, – сказала Никар Маликовна.
Как она рассказывает, российскими специалистами (Федеральный институт медиации) был проведен анализ развития медиации в таких государствах как Беларусь, Украина, Казахстан, Армения, Грузия и других странах. Развитие медиации в этих государствах находится на разных этапах, зачастую отставая, но порой и несколько опережая развитие медиации в России.
В настоящее время в странах ближнего зарубежья можно выделить отчетливые тенденции развития законодательства в области медиации, а также смежных с ней способов урегулирования споров. В большей части стран можно обнаружить предпосылки формирования института медиации и первые медиативные практики, начиная с 90-х годов прошлого века. При этом регулирование медиации в указанных странах происходит независимо от такой области альтернативного разрешения споров, как третейский суд.
Это связано с одной стороны с тем, что на постсоветском пространстве как правило, во многих странах уже было ранее принято законодательство о третейских судах, но сами суды такого рода так и не получили широкого распространения по сравнению со странами с более развитым правопорядком. С другой стороны, во многих странах появились предпосылки для развития именно медиации, как одного из альтернативных способов урегулирования споров: растущая нагрузка на суды и необходимость их разгрузки, неэффективность разрешения тех или иных споров традиционными методами, в том числе судебном порядке, либо наличие нежелательных издержек и последствий при разрешении споров традиционными методами.
При этом в некоторых странах, таких как Украина и Молдова, параллельно с институтами медиации развиваются механизмы восстановления правосудия (ВП), где, как известно, медиация играет важную роль как один из основных инструментов внутренней политики. Примечательно, что в некоторых странах, например, в Кыргызстане и Молдове, медиация используется для профилактики и разрешения межэтнических конфликтов, как инструмент гармонизации социальных отношений, а само возникновение таких межэтнических конфликтов стало одним их импульсов развития медиации.
В большинстве стран ближнего зарубежья, где развивается медиативная практика, законодатели пришли или приходят к выводу о необходимости институционализации медиации путем принятия специального закона, хотя в каждом отдельном случае у принимаемых законов (и вообще в подходе к регулированию медиации) есть своя специфика, характерная для данного государства.
Во всех странах, где медиация получила свое развитие можно отметить активность сообщества медиаторов как один из ключевых факторов развития института. В целом исследование отмечает ряд общих тенденций в развитии медиации на постсоветском пространстве. В частности, наблюдаются и сложности с использованием термина «медиация», который как и в России очень часто употребляется для обозначения иных способов разрешения споров. Точно также, во многих странах ближнего зарубежья медиацию нередко путают с посредничеством. В любом случае, состояние развития медиации в этих странах можно обозначить как «первоначальный этап», когда необходимость этого института начинает признаваться как властью и судебной системой, так и все большим количеством граждан.
В то же время, здесь еще необходимо широкое информирование общества о медиации, направленные усилия государства и частных лиц для дальнейшего становления нового института, работа по формированию профессионального сообщества медиаторов.