Этот вопрос назойливо крутился в моей голове, пока мы с молодым человеком поднимались на второй этаж облакимата, где располагается редакция «ОМ». С этим юношей я познакомилась в скверике перед акиматом, где отдыхала с коллегой во время обеденного перерыва. Нужно ли говорить в каком смятении пребывал молодой человек, коль рискнул подойти к совершенно незнакомым людям с просьбой передать в приемную акима области его письмо-прошение?! А проблема парня заключалась в том, что вот уже почти два года он не может нигде трудоустроиться. И решился на этот шаг, как сообщил он, от безысходности.
Многие могут мне возразить, нашла чем удивить, – он не первый и не последний, кто обивает пороги предприятий и учреждений в надежде устроиться на работу. Меня же в этой ситуации, прямо скажем, удивил тот факт, что молодой человек имел до удивления дефицитную для региона специальность – электромонтажник. А область наша, как известно, испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы, в том числе в электриках, коим являлся мой неожиданный незнакомец. Лев Павлов, как представился он мне позже в беседе, воспитывался и рос в Жанаозенском детском доме, отлично владеет казахским языком. В прошлом – выпускник Мангистауского энергетического колледжа. По словам юноши, куда только он не обращался в поисках работы – и в горакимат, и в горсобес, побывал в ряде предприятий, но все тщетно. Вероятнее всего, отказ парню в трудоустройстве мотивировали по причине невысокого его квалификационного разряда, либо, думается, нежеланием иметь под боком детдомовца.
Помнится, буквально три-четыре года назад на одном из региональных форумов представители областного образования сетовали, что руководители ряда предприятий требуют при трудоустройстве высококвалифицированных специалистов среднего звена, имеющих квалификацию пятого-шестого разряда. – Многие из таких руководителей не горят желанием принимать на работу вчерашних выпускников ссузов. Мы же выпускаем специалистов третьего разряда. Это повышенный разряд, установленный госпрограммой, а для более высокого разряда нужны большая практика, опыт, которые приобретаются в процессе работы на предприятии, – говорили они.Ну, а школу становления профессионального рабочего пройти можно, как вы понимаете, лишь на производстве.
Проблема эта, увы, и сегодня не утратила своей актуальности. Многие выпускники ссузов, как, впрочем, и вузов, имея на руках дипломы, все еще продолжают рассылать резюме, обивать пороги кабинетов руководителей предприятий, отделов кадров, надеясь на чудо, – а вдруг повезет.
Сегодня в профтехобразовании республики постепенно внедряется дуальное обучение по методу опыта советских времен, когда студенты проходили практику непосредственно на производстве, когда практиковалась добрая школа наставничества. В нашем регионе в порядке эксперимента это дуальное обучение практикуется второй год. Но не факт, что оно решит проблему трудоустройства молодежи. Почему? Во-первых, по дуальной системе задействовано всего по одной группе с восьми колледжей региона, за каждой из которых закреплено определенное предприятие. Директора многих ссузов вынуждены ходить на предприятия с протянутой рукой, взывать к патриотизму руководителей производств, действуя по знакомству, по старинке: «Маке, Саке… помогите, поддержите…». Во-вторых, и это самое главное, – у нас, в республике, все еще нет закрепляющей законодательной базы, а коли нет закона, обязывающего работодателей принимать самое непосредственное участие в подготовке кадров, то какой с них спрос?
Ну, а что говорит мировая практика об участии работодателей в подготовке кадров? В Германии, например, действует закон, в соответствии с которым каждое отраслевое предприятие обязано определенный процент фонда заработной платы направлять Союзу строителей и работодателей. На эти средства финансируются 80 технических центров по всей стране. В Венгрии закон обязывает предприятия выделять на профподготовку 1,5 процентов от фонда зарплаты. В Бельгии заключается отраслевое соглашение, в котором предусмотрено отчисление четверти процента от фонда заработной платы на финансирование профподготовки. Одним словом, общими усилиями готовят пролетариат будущего.
У нас же тревожные ноты кадрового «голода» звучат, к сожалению, не первый год. Ну, а большинство работодателей восполняют кадровый «голод» за счет гастарбайтеров, – это и дешево, и не столь хлопотно. Что скрывать-то, многие мигранты на Актауском рынке труда продолжают работать нелегально, потому они согласны на любую работу и любую оплату, лишь бы платили. Разумеется, «профессионализм» таких «кадров» не идет ни в какое сравнение с теми, кого готовят в специализированных учебных заведениях, где теорию закрепляют практикой на производстве. Наши работодатели необходимость в услугах гастарбайтеров объясняют отсутствием местных профессиональных кадров.Какую же «квалификацию» имеют гастарбайтеры, можно только догадываться.
Руководители же ссузов сетуют, что пока учреждения профтехобразования не будут оснащены крепкой материальной базой, соответствующей международным стандартам, а это современное оборудование – тренажеры-имитаторы, с которыми будущий пролетариат будет иметь дело на предприятиях после окончания учебы, пока студенты не пройдут знакомство с производством, подкрепив теорию с практикой, пока работодатели не включатся к участию в решении вопросов подготовки специалистов – будущих своих кадров, проблема трудоустройства выпускников будет оставаться актуальной. Ну, как тут не позавидовать «белой» завистью своим коллегам в Германии, где долевое участие предпринимателей, производственников в учебном процессе безупречное.
Специалисты прогнозируют, что спрос на квалифицированную рабочую силу у нас достигнет своего пика к 2015-2016 годам. И это понятно почему. Сегодня отовсюду в республику поступают инвестиции, растет фронт работ, связанных с реализацией масштабных проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), производство постоянно обновляется новым современным оборудованием, совершенствуются технологии – все это, несомненно, требует умелых рук и светлых голов. То есть, профессионалов нужного качества и необходимой квалификации. Экономика Казахстана, как и нашего региона, развивается стремительными темпами, о диверсификации экономики мы упоминаем сплошь и рядом, но, как говорят, сколько бы часто ни произносили слово «халва», во рту слаще не станет. Ведь важнейшим компонентом диверсификации является наличие рабочей силы, причем, квалифицированной. И пока этот компонент хромает на одну ногу, регион все также будет нуждаться в строителях, токарях, монтажниках, фрезеровщиках, сварщиках, технологах, механиках, слесарях, электриках. Да, сегодня у нас, в Актау, имеется учебно-тренинговый центр, где можно пройти обучение, переквалификацию, но курсы здесь платные. А многим нашим безработным львам павловым они не по карману.
Однако вернемся к молодому человеку, с которого начали речь о проблемах трудоустройства молодежи. Наш звонок директору ТОО «Уралэнергострой» Дамиру Кайргалиевичу Мулдашеву, филиал которого работает в Актау и куда мы направили парня, в тот же день решил проблему, которую Лев тщетно пытался решить в течение двух лет. Спустя два часа юноша позвонил к нам в редакцию, сообщив, что его принимают на работу. Предприниматель из соседнего Уральска не остался безучастным к судьбе юноши-сироты – в отличие от своих, мангистауских, производственников...