Именно этой теме была посвящена рабочая встреча консулов Азербайджана, Ирана, Турции и Туркменистана с заместителем акима Мангистауской области Ракимбеком Амиржановым и начальником департамента таможенного контроля региона Сырымом Дынбаевым, состоявшаяся на днях. Эта короткая формулировка включает в себя вопросы перехода на высокие технологии документооборота между таможенными службами пяти стран, сокращение сроков таможенной обработки грузов, повышение пропускной способности пограничных переходов, сокращение административных барьеров, упрощение процедур экспортно-импортных операций.
Отметив положительную динамику роста экспортно-импортных операций, С. Дынбаев рассказал о внедряемых инновационных методах работы на пунктах таможни.
– Процедура предварительного информирования, когда наша таможня информацию о перемещаемых товарах получает заблаговременно, до ввоза груза, существенно ускоряет его прохождение. Такая система успешно действует на автомобильных пунктах пропуска, в текущем году будет внедрена и на железнодорожном транспорте. В Казахстане развивается (в Алматы, Алматинской области, Астане и Восточном Казахстане) институт уполномоченных экономических операторов. Этот статус присваивается добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, что позволяет им проходить таможенную границу по принципу зеленого коридора. Особое внимание уделяется внедрению электронного декларирования, при котором передача деклараций на товары и всех необходимых сведений будет производится в электронном, безбумажном виде. Все это сократит время таможенного оформления в пунктах пропуска, исключит очереди на границе, – проинформировал присутствующих, а через них и иностранных участников внешнеэкономической деятельности начальник департамента таможенного контроля региона Сырым Дынбаев.
Товарооборот Мангистауской области с вышеуказанными странами растет. С Ираном, по итогам прошлого года, он превысил 71 млн. долларов США, с Турцией - более 59 млн. долларов, с Азербайджаном свыше 46 млн. Даже с Туркменистаном, после открытия в прошлом году железной дороги, товарооборот увеличился в 2 раза и превысил 14 млн. долларов.
– Товарооборот между Мангистауской областью и Турцией достаточно активно развивается, – сказала генеральный консул Турции Мутебер Кылыч Коч. – В Казахстан поставляются разнообразные товары: строительные материалы, текстиль, продукты питание. Развивать транзитный потенциал и сотрудничество необходимо и в этом свете эффективная работа таможенных служб очень важна, – подчеркнула она.
На встрече о необходимости создания центра обслуживания инвесторов высказался генеральный консул Ирана Махмуд Адиб. В настоящее время эти функции возложены на администрацию СЭЗ «Морпорт Актау». В будущем в Мангистауской области, отметил Р. Амиржанов, такой центр планируется создать не только для работы с иностранными, но и местными инвесторами. Необходим и совет инвесторов, подчеркнул заместитель акима области, регулярные заседания которого помогут оперативно решать текущие вопросы. Также генконсул Ирана коснулся вопроса необходимости наращивания портовых мощностей, и хотя вопрос не соответствовал теме встречи, последовал развернутый ответ.
– Развитие транспортной инфраструктуры, как и работа над всеми аспектами увеличения эффективности таможенного обслуживания – все это позволит увеличить товарооборот, – сказал заместитель акима Мангистауской области Ракимбек Амиржанов. – Что касается Актауского морского порта, к концу года расширение его в северном направлении, возможно, завершится. Сейчас ведутся дноуглубительные работы, будут строиться три сухогрузных причала. В итоге вместо 2 млн. тонн по сухим грузам оборот порта увеличится до 4 млн. тонн. Однако и этого недостаточно. Иран заявляет о потребности в 6 млн. тонн зерна, Азербайджан готов закупать 2 млн. тонн зерна, а это уже 8 миллионов. Это только по зерну, а ведь Казахстан является еще и крупнейшим экспортером металла, – сказал он.
Он отметил необходимость развития порта Курык и подчеркнул, что решается вопрос строительства железной дороги до порта Баутино, где уже имеется около 3 тысяч метров причальных стенок.
Мы, простые жители, часто любуемся видом судов, стоящих в порту или близ него. Но не знаем, что каждый день простоя судна влечет большие расходы для судовладельца, поставившегося сюда товары. В конечном счете все эти затраты отражаются на цене тех же ввозимых строительных материалов, продовольственных товаров и продуктов питания. В ближайшие годы тенденция – в область завозится две трети продовольствия – сохранится, поэтому все мы заинтересованы в том, чтобы судно с товаром было оперативно обслужено, а товар как можно быстрее попал на рынки, потому что цена его в этом случае будет ниже…