В конференц-зале областного акимата по инициативе Мангистауского областного филиала Коммунистической народной партии Казахстана состоялся круглый стол на тему «Нужна ли Казахстану либерализация уголовного законодательства в РК?». В заседании принимали участие первый секретарь МОФ КНПК Рухия Алдонгарова, заместитель акима Мангистауской области Халила Нургалиева, секретарь Актауского городского маслихата Марат Молдагулов, лидер независимого профсоюза Мангистауской области Мухтар Умбетов, руководитель Мангистауского областного центра Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Александр Муха, председатель ОЮЛ «Гражданский альянс» Жаксыгуль Маханбетова, член Коммунистической партии Казахстана Владимир Бондарев, секретарь Мангистауского филиала Союза юристов Сайдина Маматова, представители ассоциации адвокатов Мангистауской области, народные коммунисты и другие приглашенные.
Как известно, в конце минувшего года проект нового Уголовного кодекса РК представила Генеральная прокуратура Республики Казахстан. Проект был внесен на рассмотрение главного законодательного органа страны, и в юридической среде и заинтересованных органах в настоящее время идет оживленная дискуссия по содержанию проекта. Он должен вступить в действие с 1 января 2015 года.
В докладе Рухии Алдонгаровой разъяснялись концептуальные направления развития уголовной политики, предусмотренные проектом, которые, как было подчеркнут, с одной стороны, расширяют толерантный подход в отношении преступлений, совершенных впервые или социально уязвимыми лицами, с другой стороны, ужесточают реакцию на тяжкие преступления, проявления рецидива, организованную преступность и воспрепятствование правосудию.
Вместо тюрьмы - штраф
В начале доклада как наиболее значимая новация новой редакции Уголовного кодекса РК было отмечено введение новой категории уголовно наказуемых деяний - уголовных проступков. Всего предусматривается 171 уголовный проступок, из них 58 составов перенесены из Кодекса административных правонарушений, 8 – новых и 104 – из действующих составов преступлений небольшой тяжести, срок лишения свободы по которым предусматривался до 1 года. Было отмечено, что в проекте предусматривается рациональная политика при определении меры ответственности за совершение уголовных проступков, широкий спектр мягких видов наказаний, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости. Тем самым, подчеркнула Р. Алдонгарова, перенесение ряда административных деликтов в уголовно-правовую сферу не повлечет роста в статистике судимости.
Особо отмечено было также, что по сравнению с действующим Уголовным кодексом в проекте основательно переработана система наказаний и уголовно-правовых санкций с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы.
Основным в перечне наказаний устанавливается штраф, размеры которого соразмерны с суровостью наказания в виде лишения свободы. Сфера применения штрафа расширена практически на все преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с причинением смерти человеку.
В проекте изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет. С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, следует ожидать рост их реального исполнения.
По проекту Уголовного кодекса РК лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые организованными преступными группами, а также преступления, связанные с причинением смерти человеку, и особо тяжкие преступления.
В целом эти изменения создают основу для переориентации судебной практики на более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Предполагается, что реально заработают штрафные санкции и принудительный труд на благо общества вместо полной изоляции осужденных. Соответственно, понизится индекс так называемого тюремного населения.
Лишение прав
Вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний за коррупционные преступления лишение званий, чинов, рангов и государственных наград, а также лишение права на государственную службу. Устанавливается пожизненный запрет на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. С учетом международного опыта конфискация станет применяться в отношении имущества, добытого незаконным путем, и извлеченной выгоды. В новой редакции сохранены и усовершенствованы испытанные временем уголовно-правовые институты.
Преступника – на поруки
С учетом международного опыта введено освобождение от уголовной ответственности под поручительство, которое может быть применено при внесении залога. Залог подлежит возврату, если лицо не совершит в период пробации нового уголовного правонарушения. Это является современным подходом в сфере профилактики противоправного поведения.
Правовое поле Интернета
В связи с активным развитием информационных технологий и профессиональной преступности в этой сфере, в проекте Уголовного кодекса вводится отдельная глава, в которой с учетом международного опыта устанавливается уголовная ответственность за компьютерные преступления. В составах преступлений, связанных с распространением клеветнической и иной незаконной информации, введены соответствующие квалифицирующие признаки, указывающие на противоправное использование информационно-коммуникационных сетей. Эти меры позволят обеспечить должный уровень противодействия кибернетической преступности.
Уголовная ответственность в медицине
Принимая во внимание аспекты повышения качества жизни, получения квалифицированной, гарантированной Конституцией медицинской помощи, введена специальная глава о медицинских уголовных правонарушениях, в которой регламентируется уголовная ответственность медицинских и фармацевтических работников за совершенные ими общественно опасные деяния, повлекшие причинение смерти или вреда здоровью человека. С учетом повышенной общественной опасности, криминализировано незаконное обращение (производство, изготовление, реализация и т.д.) фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, повлекшее тяжкие последствия. Ужесточается наказание за преступления, направленные против материнства и детства.
Ради порядка и спокойствия в обществе
В докладе также были озвучены ожидания разработчиков нового Уголовного кодекса. В частности, было сказано, что Генеральная прокуратура прогнозирует повышение эффективности уголовно-правовой охраны общественных отношений в стране, снижение уровня тяжких преступлений за счет усиления профилактики мелких правонарушений, более высокий уровень защиты национального согласия и социальной стабильности ввиду ужесточения ответственности за экстремизм и терроризм, а также криминализации деяний, способствующих распространению радикальных идеологий. Также, уменьшится количеств лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, за счет создания предпосылок для более широкого применения штрафов, исправительных и общественных работ, ограничения свободы.
И в заключение доклада были приведены слова заместителя министра внутренних дел Казахстана Амантая Куренбекова, который на презентации проекта Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в мажилисе сообщил, что свыше 65 миллиардов тенге планируется выделить из республиканского бюджета Казахстана на строительство и содержание 52 арестных домов. В Казахстане предусматривается поэтапный переход от отрядно-барачного содержания осужденных к камерному. Кроме того планируется строительство 52 спецприемников и введение дополнительно в системе МВД 4 408 штатных единиц.
В связи с принятием нового УК РК, предусматривается внесение изменений в 13 кодексов Республики Казахстан и 43 Закона РК.
Мозговой штурм
Не могли не остановить внимание цифры, прямо сказать, немалые. Однако печальный опыт отрядно-барачного содержания показывает множество изъянов. По сути, среди заключенных происходит активный «обмен опытом», ведется вербовка, и успешная. Система не выполняет главного назначения – не исправляет, поэтому условия содержания необходимо менять, строить надо. А на вопрос, целесообразно ли государству идти на такие расходы, было замечено, что, если принимаются решения, под них есть основания. Деньги на строительство предполагается направить как раз те, что будут взяты по решению суда в качестве штрафов.
Отсюда возник на круглом столе и такой вопрос: где нарушитель возьмет деньги для уплаты штрафа, если у него их нет. Будет отрабатывать… А есть ли фронт работы? Общественно-полезный труд – это понятие в проекте УК не конкретизировано. Уборка в городе, работа на строительстве, погрузка – разгрузка? Как говорится, эти ниши заняты. Да и в арестных домах чем заниматься будут люди, лишенные или ограниченные в свободе… Прозвучало предложение о разработке привилегий для предпринимателей, открывающих производство на базе тюрьмы, о строительстве рядом с арестными домами заводов, цехов…
Другой вопрос: не приведет ли создание «комфортных» условий для заключения к тому, что по осени бомжи начнут стекла бить, чтобы обеспечить себе на зиму крышу над головой? Кроме того, известно, что, «отсидев» положенный срок, человек практически выпал из жизни. Механизмов социальной адаптации на сегодня нет. Над этим необходимо думать. Какие это механизмы, как они будут работать – все это должно быть известно и должно быть в обществе, желающем самоочищения.
Если все сказанное не будет учтено, закон просто не сможем выполнить! Под него нужна база! Таковы, в общем, были выводы круглого стола. Действительно, все слои общества заинтересованы в изменении судебно-исполнительной системы, все органы государства должны внести свои предложения. Для этого, конечно, надо знать, о чем речь, и поэтому прозвучала также рекомендация познакомиться с проектом нового Уголовного Кодекса, с разъяснениями разработчиков, мнением о проекте ученых и аналитиков.
Работа круглого стола протоколировалась, прозвучавшие предложения будут сформулированы и отправлены в Генеральную прокуратуру РК в качестве предложений от МОФ КНПК.