Осведомленность – ваше конкурентное преимущество.
Многие граждане, даже те, кто работает на государственной службе, часто не понимают разницы между Агентством РК по защите конкуренции (АЗК) и Агентством РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ). Давайте внесем определенную ясность в данном вопросе.
Довольно часто в некоторых средствах массовой информации АЗК и АРЕМ называют антимонопольщиками. Иной раз читаешь очередную статью в газете об «антимонопольном ведомстве» и только из описываемого содержания начинаешь понимать, о каком именно из двух государственных органах идет речь. Дабы избежать дальнейших противоречий, необходимо понять, что законодательно именно Агентство по защите конкуренции выполняет роль антимонопольного органа. Это, кстати, закреплено в официальном названии ведомства – «Агентство РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство)». Вероятнее всего, что путают АЗК и АРЕМ в связи с тем, что в названиях обоих государственных органов имеются производные от слова «монополия». Пожалуй, это единственное, что есть общего между двумя ведомствами.
Для чего необходимо АЗК и чем оно занимается?
Каждый из нас является участником рыночных отношений. На рынке всегда присутствует какое-то количество продавцов и покупателей. Развитый рынок характеризуется большим количеством продавцов, соперничающих между собой за покупателя. Конкуренция заставляет продавцов постоянно работать над снижением издержек, повышением качества. В результате доволен потребитель, получающий все более совершенные продукты, и продавец, знающий, что если он достаточно хорош, то не останется без заработка. Но это в идеале. На практике же не все участники рынка готовы конкурировать честно. Некоторые продавцы заранее договариваются и устанавливают выгодную себе цену во всех пунктах продажи. Другие обманывают покупателей, вводят их в заблуждение, например, выдавая китайский товар за итальянский. Третьи, выпускают товар под маркой успешного конкурента без его на то согласия. Чтобы защитить конкуренцию во многих странах мира принимаются специальные законы, которые часто называют антимонопольными. Казахстан в этом плане не исключение. Закон о конкуренции описывает все, что может нанести ущерб честному соперничеству между участниками рынка.
АЗК является уполномоченным органом в сфере защиты конкуренции, прав потребителей и ограничения монополистической деятельности. Агентство наделено функциями и полномочиями защищать конкуренцию, выявлять нарушения антимонопольного законодательства и добиваться соответствующего наказания для нарушителей. Для этого в структуре АЗК функционируют территориальные инспекции.
Конечно же, никаких ресурсов не хватит для того, чтобы следить за всеми участниками рынка, контролировать каждого продавца. Как правило, решение о проведении расследования в отношении того или иного предприятия принимается на основе заявлений граждан и юридических лиц, материалов в СМИ, а также по результатам анализа товарных рынков, регулярно проводимых сотрудниками агентства.
Кроме всего перечисленного АЗК осуществляет постоянный мониторинг экономической концентрации субъектов товарных рынков. Ни один крупный участник рынка не может слиться с другим без соответствующего на то разрешения агентства. В случае, если объединение тех или иных предприятий может нанести урон конкуренции, спровоцировать создание олигополии или монополии, то АЗК вносится запрет на их слияние.
Как уже отмечалось выше, помимо функций защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности АЗК также координирует вопросы защиты прав потребителей. Вы, уважаемый читатель, сразу же зададитесь вопросом, каким образом защищаются мои права, и что конкретно делает агентство в этом направлении? АЗК – это не надзорный орган, а координирующий. При всем желании сотрудников агентства не хватит на каждый магазин, парикмахерскую и другие учреждения, где мы все так или иначе можем столкнуться с нарушением наших законных прав. Тем не менее, в силу своих возможностей АЗК старается добиться защиты прав потребителей, выразить их интересы. Работает с законодательством, требует от государственных органов уделять повышенное внимание прав потребителей, выносит на обсуждение отдельные проблемы, как это было, например, в случае с бахилами в медицинских учреждениях.
Основную ставку в вопросах защиты прав потребителей агентство делает на НПО. Сегодня в стране работают специальные общественные объединения, которые готовы оказать как консультативную, так и юридическую помощь гражданам в вопросах защиты прав потребителей. Тем не менее, ощутимый прогресс в деле защиты прав потребителей можно обеспечить только при участии самих граждан. Наши права будут нарушаться до тех пор, пока мы, потребители, не станем требовать их соблюдения. Для этого нам необходимо, во-первых, знать свои права, а во-вторых, не оставаться равнодушными к их нарушению от кого бы то ни было. Если вы пришли в магазин и увидели на прилавке просроченное молоко, не проходите мимо, требуйте наказания владельцев и продавцов, подавайте в суд, обращайтесь в правозащитные организации, пишите жалобы в соответствующие инстанции, но только не оставайтесь равнодушными! Оставив нарушение без внимания, вы в определенной степени даете продавцу понять, что просроченное молоко – это нормально, и ничего в этом нет предосудительного.
Для чего необходимо АРЕМ и чем оно занимается?
Зачастую в силу неразвитости отдельных рынков там объективно возникают крупные игроки, способные оказывать существенное влияние на рынок в целом. Регулярный анализ товарных рынков позволяет АЗК выявлять такие компании и включать их в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. После включения в данный реестр компании, оказывающие услуги в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, газа, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникации и почтовой связи обязаны согласовывать любые изменения своих цен со специальным государственным регулирующим органом, который называется АРЕМ – Агентство РК по регулированию естественных монополий.
В отличие от АЗК АРЕМ работает с четко очерченным перечнем организаций. Задача Агентства по регулированию естественных монополий – не допустить необоснованного повышения тарифов компаний, подпадающих под юрисдикцию данного регулирующего органа. Перед любым изменением тарифов, цен на свои товары и услуги компании, находящиеся в реестре, должны получить соответствующее разрешение в АРЕМ.
Надеемся, что данная статья помогла вам, уважаемый читатель, внести определенную ясность в вопросы, связанные с деятельностью АЗК. В случае если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться в Антимонопольную инспекцию по Мангистауской области.
Алтынбек АКМУРЗАЕВ,
руководитель Антимонопольной
инспекции по Мангистауской области.