Самая главная ценность нашего народа – независимость. В 2013 году мы опраздновали 22 летие независимости нашего государства. За эти годы наша страна достигла больших успехов. Они нашему народу достались не легко. Естественно, перед всем миром положительный имидж Казахстана состоялся благодаря мудрой политике Главы государства, а экономика страны развилась за счет неустанного труда всего народа. Растет число стран желающих общаться и дружить с Казахстаном, как государством со стабильной экономикой и дружно проживающими между собой более 140 народами.
Сегодня Казахстан стремится войти в число 50-ти развитых стран, но развитое государство не измеряется только его богатством, необходимо также обновлять политическую систему, укреплять законы и правовую основу. Поэтому на всенародном референдуме 30 августа 1995 года был принят основной закон – Конституция РК, это гарантия независимости и суверенитета нашего народа. В Конституции после законодательной, исполнительной власти, третьей ветвью власти признаны суды. Со времени принятия нашим государством суверенитета в Конституцию внесены изменения и дополнения. Это необходимость. Поэтому в соответствии с требованиями времени в части гуманизации уголовного закона, что предполагает усовершенствование и оптимизацию уголовно-процессуального закона, были внесены изменения и дополнения в Закон РК от 25.12.2000 года «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан». В законе утвержден порядок рассмотрения дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Закон в этой части начал использоваться с 1 июля 2012 года. В целях гуманизации уголовного закона в некоторые статьи Уголовного Кодекса внесены изменения. Например, человеку впервые совершившему преступление по неосторожности возможно назначить кроме лишения свободы наказание в виде алтерьнативной меры, а именно назначение наказания в виде общественных работ, ограничения свободы. В том числе, по делам в отношении преступлений небольшой и средней тяжести предусмотрено прекращение дел в суде в порядке медиации, то есть привидения к соглашению сторон, через примирение в связи с прощением потерпевшего.
На прошедшем VI съезде судей Республики Казахстан вопрос медиации затронул и председатель Верховного Суда К.Мами. Который сказал: «Одним из путей решения снижения нагрузки на судей является медиация, но пока этот институт в Казахстане не оправдывает ожиданий. К сожалению, адаптация медиативных форм разрешения споров у нас проходит медленно, количество дел, рассматриваемых в рамках медиации, незначительно. Медиация конфликтов уголовно-правового характера превратилась в проформу института примирения, применявшегося и ранее в уголовном процессе. По истечении двух лет после принятия специального закона наше общество все еще находится в режиме ожидания реальных результатов от института медиации. При этом суды не располагают рычагами воздействия на стороны для обращения к процедурам медиации».
Особое внимание К.Мами также уделил концепции судебной реформы, которая по его словам, реализована в полной мере и не стоит дальнейшего реформирования. Так сформирована организационно-правовая база судов, успешно функционируют специализированные суды по уголовным, административным и экономическим делам, ювенальный и военный суды. Самое главное эти изменения направлены на усиление правовой защиты граждан, на не вмешательство в их законные права и свободы, повышение статуса судей, формирование независимой судебной системы, которая должна стать надежной гарантией стабильности в обществе, верховенства права, неуклонного соблюдения интересов общества и государства.
Только время покажет насколько судебная система Казахстана идет по правому и правильному пути, но мы верим, что эти изменения дадут свои положительные результаты.
Г.Т. БАЙТУРОВА,
судья Актауского
городского суда