Уровень развития службы охраны материнства и детства, без сомнения, является одним из индикаторов социального благополучия общества. Не случайно приоритетным направлением в работе прокуратуры является соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья и повышения качества медицинского обеспечения детей.
Как определено Конституцией, материнство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, гражданам Казахстана гарантировано право на охрану здоровья и получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом.
В июле текущего года прокуратурой города Актау проведены проверки деятельности медицинских учреждений по вопросу соблюдения законодательства по охране материнства и детства.
Результаты свидетельствуют о ряде выявленных нарушений законности в деятельности медицинских учреждений, выраженных в некачественном предоставлении медицинских услуг, недостатках в организации работы, отказе в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Так, в Актауском городском родильном доме имеет место дефицит врачей акушеров-гинекологов, анестезиологов- реаниматологов, неонатологов, что в свою очередь не позволяет обеспечить присутствие неонатологов на всех родах.
Обращает на себя внимание тот факт, что показатель перинатальной смертности в 2013 году в родильном доме увеличился с трех до четырех.
По поводу смерти новорожденных два акушера-гинеколога привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора и отстранены от работы в родильном блоке с направлением на учебу. Данные факты зарегистрированы в органах уголовного преследования, по которым проведены доследственные проверки.
Более того, в текущем году наблюдается рост антенатальной гибели плода до шести против пяти в прошлом году, также имеется один случай интранатальной гибели плода. Данные обстоятельства негативно сказываются на работе отделений женской консультации в городских поликлиниках.
Наибольшую озабоченность вызывает большой рост операций кесарева сечения, который не способствует улучшению уровня перинатальной смертности.
Необходимо отметить, что одним из критериев Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) процент кесаревых сечений не должен превышать планку в 15% от общего числа родов. По мнению ВОЗ, нельзя оправдать ни одну страну, где процент кесаревых сечений выше положенного.
По данным статистических отчетов родильного дома имеет место высокий процент родового травматизма рожениц 143 (15,2%), из них травмы шейки матки 17 (1,8%), промежности 123 (13%).
Высокий процент травм матери указывает на нарушения техники и тактики приема родов, отсутствие применения новых технологий во втором периоде родов (роды на боку, сидя и т.д.).
Установлены факты некачественного оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам послеродового периода, в частности, при обходе палат послеродового отделения, пациентка «Р» жаловалась на некачественную работу акушерки.
Более того, при проверке родильного дома выявлено отсутствие ряда весьма важных лекарственных средств, выдаваемых государством на бесплатной основе.
Все это свидетельствует об отсутствии в родильном доме аналитической работы при составлении заявок на приобретение лекарственных средств, что вынуждает граждан покупать препараты за свой счет, чем нарушаются их гарантированные Конституцией права на получение бесплатной медицинской помощи.
Основными задачами службы охраны материнства и детства является профилактика и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Эти важнейшие показатели имеют большое социально-политическое значение и характеризуют не только качество и уровень медицинской помощи женщинам и детям, но и состояние развития здравоохранения и общества в целом.
Несмотря на это нарушения лечебно-профилактических мероприятий на уровне стационаров (отделений) и медицинских организаций амбулаторного уровня не выдерживают никакой критики.
В соответствии с Приказом министра здравоохранения РК № 164 от 31.03.2011 г. «О мерах по совершенствованию медицинской помощи в области охраны материнства и детства», организациями ПМСП оказывается профилактическая помощь матерям путем проведения своевременного дородового патронажа беременных женщин для антенатальной охраны плода путем обязательных посещений на дому с целью консультирования, обучения, поддержки и подготовки будущей матери к рождению ребенка.
Дородовый патронаж беременных проводится дважды средними медицинскими работниками ПМСП сразу после получения информации о постановке беременной женщины на учет, а также на 32-й неделе беременности.
Изучением амбулаторных карт и проведением выборочных встречных проверок установлено, что патронаж на дому беременных, состоящих на учете в Актауской городской поликлинике №1 и №2 не проводится.
При опросе, состоящая на учете АГП №1 беременная гр. С. пояснила, что акушерка домой ни разу не приходила, врача вовсе не видела, аналогичная ситуация складывалась на момент проверки с 39 беременными.
Между тем, необходимо отметить, что многие акушерки не знают о существовании приказа о необходимости посещения беременных на дому, что подтверждается объяснениями акушерок.
Из этого следует, что руководством отделения женской консультации и поликлиники не проводятся семинары по обучению медицинских работников нормативно-правовым актам.
Таким образом, со стороны организации ПМСП не осуществляется должный контроль за явками, ведением и посещением беременных женщин, обучением их тревожным сигналам, вопросам планирования семьи, в связи с чем они поступают в родовспомогательные учреждения с различными осложнениями, что в свою очередь в последующем приводит к смерти плода.
При проведении проверки в Актауской городской поликлинике №1 установлено, что акушерка Ш. осуществляет медицинскую деятельность без соответствующего сертификата по оказанию медицинской помощи.
Отсутствие достаточной квалификации и специализации акушерок по оказанию медицинских услуг беременным женщинам является одной из причин неправильной тактики ведения первичной медико-санитарной помощи.
В ходе проверки выявлены факты непроведения скрининга и другие многочисленные нарушения в данной сфере.
Одной из ведущих причин младенческой смертности являются врожденные пороки развития.
Согласно приказу министра здравоохранения от 19 марта 2012 года №183 «Об утверждении «Дорожной карты» по организации перинатального скрининга в Республике Казахстан», все беременные женщины, состоящие на диспансерном учете, подлежат перинатальному скринингу.
Между тем, согласно официальным данным управления здравоохранения области, в 2012 году перинатальные скрининговые обследования прошли в АГП №1 – 46,3% и АГП №2 – 57,7% состоящих на учете беременных женщин от их общего количества. При качественном своевременном обследовании женщин можно было бы избежать рождения детей с врожденными пороками развития.
Причинами выявления многочисленных нарушений является ненадлежащее выполнение должностными лицами учреждений здравоохранения возложенных на них профессиональных обязанностей, отсутствие должного контроля со стороны руководства.
Условиями, способствующими выявленным нарушениям, являются неукомплектованность и дефицит кадрового потенциала, отсутствие благоприятных условий для работы в системе здравоохранения, в частности, низкая оплата труда, отсутствие каких-либо льгот и преимуществ.
По результатам настоящей проверки прокуратурой города Актау внесено представление в областное управление здравоохранения об устранении нарушений законности.
Арман УТЕУЛИ начальник отдела прокуратуры города