В рамках проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка Комитетом по правовой статистике и специальным учетам разработан проект «Айкын». Он предусматривает прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к коррупционным действиям.
Данный проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. К примеру, отслеживать данные по заявлению, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.
Проект «Айкын» поддержан Администрацией Президента Республики Казахстан и принято решение о внедрении его по всей Республики. Реализация проекта будет осуществляться поэтапно в течение 2012-2015 годов. С 1 июля 2012г. проект «Айкын» внедрен в центральных государственных органах в городе Астане, а с 1 апреля 2013г. аппараты акимов областей и их структурные подразделения, то есть управления и департаменты производят выдачу талонов с уникальными номерами по всей Республике.
С 1 января 2014 года к выдаче талонов с уникальными номерами приступают «аппараты акимов городов районного и городов областного значения, а также маслихаты области, территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан».
При подаче обращения лично в государственный орган, заявитель получает от сотрудника канцелярии, принявшего обращение талон с индивидуальным 18-значным номером.
По данному номеру можно получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения следующими способами: позвонив (бесплатно) на номера 8 800-080-7777 (со стационарного), 1414 (с мобильного) и продиктовав номер талона оператору, отправив SMS – сообщение с номером талона на 1012 (15 тенге на все операторы связи), войдя на сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК – http://service.pravstat.kz, выбрав раздел «Обращения в государственные органы», набрать номер талона.
Уникальность проекта «Айкын» состоит в том, что впервые сами граждане и организации могут отслеживать ход рассмотрения своих обращений, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан.
Немаловажно и то, что внедрение проекта не только послужит искоренению коррупции, но и предотвратит все предпосылки к коррупционным действиям, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан.