В рамках программы «Рухани жанғыру» в городе Актау на площадке КГУТИ им. Ш. Есенова прошла международная научно-практическая конференция «Жизненный путь и роль в отечественной истории Абулхаир-хана и Бопай-ханым», в ходе которой состоялась презентация книги «Абулхаир-хан и Бопай-ханым».
О выдающейся исторической личности, правителе казахов Младшего жуза, ярком представителе династийной ветви чингизидов, хане Абулхаире написано немало. Но в свете программной статьи Главы государства «Семь граней Великой степи», являющейся логическим продолжением программы «Рухани жанғыру», интерес к выдающимся личностям, оставившим свой след в национальной истории, становится как никогда актуальным. И состоявшаяся научно-практическая конференция, в ходе работы которой были озвучены различные точки зрения ведущих казахстанских ученых, касающихся роли хана Абулхаира и его верной спутницы Бопай-ханым, 325-летие которой празднуется в этом году, стала ярким тому подтверждением.
Во вступительной речи ректор КГУТИ им. Ш.Есенова Берик Ахметов отметил, что профессорско-преподавательский состав регионального вуза, являющегося флагманом высшего образования в Мангистауской области, рад приветствовать гостей и участников конференции.
Заместитель акима Мангистауской области Максат Скаков поприветствовал участников конференции от имени главы региона Ералы Тугжанова. Он отметил, что проводимая на площадке КГУТИ им. Ш.Есенова в рамках программы «Рухани жанғыру» научно-практическая конференция, организованная уважаемым в регионе Исламом кажы Мырзабекулы, является знаковым событием в истории республики.
– Для подрастающего поколения, студенческой молодежи, которые присутствуют на конференции, важно расширить горизонты своих знаний о выдающихся людях Великой казахской степи. Абулхаир-хан и Бопай-ханым – яркие личности, жизнь которых оставила неизгладимый след в отечественной истории, а деятельность – одной из ступеней нашей независимости. Несомненно, такие личности являются для всех нас ярким примером служения своему народу и родной земле, – подчеркнул Максат Скаков.
Участникам и гостям конференции была презентована книга «Абулхаир-хан и Бопай-ханым». Символическую ленту перерезали Максат Скаков, Ислам кажы Мырзабекулы, Берик Ахметов.
Депутат Сената Парламента Республики Казахстан от Атырауской области, секретарь Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сарсенбай Енсегенов в своем выступлении отметил, что жизнь и деятельность Абулхаир-хана и Бопай-ханым пришлись на непростой во всех отношениях для казахского народа XVIII век, когда решался вопрос сохранения независимости народа и его территориальных границ. Именно в это время все взоры обратились на хана Младшего жуза Абулхаира, полководца и стратега, снискавшего непререкаемый авторитет народа в ходе джунгарского нашествия.
– История жизни и смерти Абулхаир-хана заставляет о многом задуматься. И правильный подход к раскрытию событий того времени, я уверен, позволит извлечь уроки прошлого, чтобы избежать их повторения в будущем. Единство народа – необходимый и правильный вектор дальнейшего развития для нации в целом, особенно перед лицом внешней опасности. Затяжной конфликт хана Абулхаира и султана Барака, приведший к трагической развязке – убийству хана Младшего жуза, является одной из печальных страниц истории нашего народа, ускорившего ход необратимых процессов в связи с уходом с политической арены такого правителя как Абулхаир. Очень надеюсь, что данная конференция станет этапом постижения отечественной истории и правильного осмысления событий того времени, – отметил он.
Самат Утениязов, кандидат исторических наук, профессор КазГУ им. Аль-Фараби и Мадридского университета, считает, что появление на исторической арене XVIIIвека такого великолепного тандема правителей – Абулхаир-хана и Бопай-ханым, которая после смерти супруга выстраивала вместе с сыном Нуралы государственную политику, не случайно, и истоки его лежат в основополагающих принципах демократии и меритократии казахской государственности. Именно поэтому стало возможным, что султан Абулхаир из младшей династийной ветви чингизидов был избран на ханство. В своем выступлении, освещая основные векторы внешней политики хана Младшего жуза, Самат Утениязов остановился на вопросе непростых и сложных отношений казахов в первой половине XVIIIвека с башкирами и яицким казаками.
Также он считает, что единственной целью обращения Абулхаир-хана к российской императрице Анне Иоановне было востановление дружеских отношений с башкирами, а не просьба о подданстве России.
Верная спутница Абулхаира
Большая часть выступлений на конференции была отведена докладчиками роли Бопай-ханым – супруги хана Абулхаира, происходившей из подразделения табынай рода адай Младшего жуза.
Дочь Суиндык-батыра, сестра Мырзатай-батыра из адаевского рода табынай Батима вошла в историю как Бопай-ханым истала олицетворением верности спутнику жизни, мудрости и красоты, как внешней, так и внутренней.
Казахи рода адай Младшего жуза по праву гордились и гордятся своей удивительно мудрой и красивой Бопай-ханым, которая смогла завоевать любовь народа. Ее жизненный путь на протяжении веков является ярким примером служения своему народу и борьбы за независимость казахской земли.
Выйдя замуж за молодого султана-чингизида Абулхаира, который на тот момент был беден и никому неизвестен и зарабатывал на жизнь, нанимаясь пасти скот у состоятельных людей, в том числе и у ее отца, батыра Суиндыка, она прошла с ним рука об руку всю его последующую жизнь, была рядом в дни горьких испытаний и поражений и в дни, когда по принципу меритократии, оценив молодого султана по заслугам, народ поднял его на белой кошме и провозгласил ханом Младшего жуза. В данном случае пример совместной супружеской жизни Абулхаира и Бопай – наглядное подтверждение утверждения, что за каждым успешным и сильным мужчиной стоит мудрая женщина. Бопай стала не только его верной спутницей и помощником, но и единомышленником, прекрасным дипломатом и стратегом, завоевала любовь народа. С ней, дочерью казахских степей, считались ханы и султаны других жузов, правители соседних государств, отдавая дань уважения ее уму, прозорливости и мудрости. Будучи старшей супругой хана Абулхаира, она родила ему и воспитала пятерых сыновей, трое из которых впоследствии стали ханами Младшего жуза и вошли в историю, а она до последних своих дней как Хан-ана, находилась рядом с сыновьями-правителями и мудрым советом выстраивала вместе с ними векторы внутренней и внешней политики ханства. Бопай-ханым обладала удивительным свойством парой фраз и присущим ей ораторским искусством погасить вспыхнувший накал страстей и споров, что особенно трудно было сделать, учитывая воинственность и эмоциональность казахских родов Младшего жуза. Супруга хана Абулхаира исцеляла не только словом, но и была известной целительницей в казахской степи, к ней обращались со сложными переломами и незаживающими ранами. О ней слагали легенды, ее любили, ею восхищались, ее боготворили.
Внешний облик Бопай-ханым известен нам из рисунка английского художника и путешественника Джона Кэстля. Художник запечатлел ханшу Бопай вместе с детьми в 1736 году, когда супруга хана Абулхаира переступила сорокалетний рубеж своей жизни.
Бопай-ханым была целеустремленна и всегда выражала чаяния народа. История гласит, что когда Абулхаир хан на совете биев и батыров огласил свое решение выдать свою дочь от другой жены замуж за сына правителя джунгар Галдан-Церена с целью заключения дипломатического союза Бопай-ханым не согласилась с решением супруга, аргументировав это тем, что казахский народ еще не отошел от траура по погибшим в казахско-джунгарской войне, и казахские женщины, потерявшие в этой войне своих сыновей и мужей, до сих пор оплакивают их. Тогда совет биев и батыров поддержал Бопай-ханым.
Доктор философских наук Алтай Тайжанов считает, что загадка Бопай-ханым, о которой с восхищением писали посланники российских императриц – Анны Иоановны и Елизаветы Петровны, а также русские историки и путешественники, отмечая ее свободолюбивый нрав, мудрость и знание языков, что, по их мнению, было не характерно для казахских женщин, кроется в самой системе воспитания девушек в казахском обществе того времени и прививании им приоритета семейных ценностей.
По мнению Алтая Тайжанова, казахские девушки обладали особым социальным статусом, краеугольным камнем которого была внутренняя свобода, свобода духа и свобода изложения своих мыслей.
– В казахском обществе женщины не боролись за равенство и понятие гендерной политики им было чуждо, да и не нужно, так как девушку в казахской семье воспитывали свободной, потому что она была в этой семье гостем. У нее было свое место за дастарханом. До сих пор казахи дочерей сажают на почетные места после аксакалов, подчеркивая, что она дочь этого дома и рода. И вот эти передаваемые из поколения в поколения семейные ценности, в основе которого мужчина-отец – пример для своих детей, а мать – главный воспитатель детей и единомышленница мужа, ярко выражены в Бопай-ханым и в той роли, которую она сыграла в истории казахской государственности, – считает доктор философских наук. – А сейчас, оглянитесь вокруг, как мы растим своих детей, какое им даем воспитание, советы? Все чаще и чаще слышишь, как ребенку с детства родители твердят: ты должен стать депутатом, бизнесменом, ну, на худой конец, профессором. А как раньше бабушки воспитывали внуков? Гладя карапуза по голове, бабушки приговаривали: «Вот когда мои глаза начнут плохо видеть, ты станешь моим помощником – будешь вдевать нитку в иголку». А это, между прочим, для трехлетнего ребенка, большая ответственность и работа. Так, детей постепенно приучали к труду, помогая старшим, для блага семьи, а затем – для народа и Отечества. Вот эти семейные ценности мы не должны сегодня растерять. И личность Бопай-ханым, свободной по духу и боровшейся за свободу своего народа, воспитавшей сыновей и дочерей в духе этой свободы и служения своему народу должна стать для всех примером, – заключил профессор.
Поднятые на белой кошме потомки Абулхаира
В продолжение темы выступил доктор исторических наук Аккали Ахметов, который в своем докладе проследил путь потомков Абулхаир-хана и Бопай-ханым.
Три сына Абухаир-хана и Бопай-ханым были подняты казахами Младшего жуза на белой кошме и провозглашены ханами: старший сын Нуралы обладал ханским титулом 38 лет, второй сын Ералы – четыре года, третий сын Айшуак – 8 лет. Девять внуков (Есим, Каратай, Бокей, Жанторе, Шергазы, Пиралы, Шигай, Болекей, Темир) и пять правнуков Абулхаир-хана также занимали ханский трон в разное время, а два внука хана Абулхаира были правителями Хивинского ханства.
Таким образом, на протяжении двух с половиной веков потомки Абулхаира, занимая ведущие позиции в системе казахской государственности, внесли свой вклад в ее развитие.
Доктор политических наук профессор Киикбай Жаулин, резюмируя свое выступление, в котором он осветил деятельность Абулхаир-хана и Бопай-ханым, подчеркнул, что необходимо книгу, презентованную на конференции, издать в республиканском масштабе, сделать ее достоянием народа и доступной для всех возрастных групп и социальных слоев общества. Особенно книга, по его мнению, будет востребована подрастающим поколением. Его предложение научное сообщество встретило громкими аплодисментами.