Наследие живет и вдохновляет
[ 2018 ] 25 июнь, 16:44 | Рухани жаңғыру
Благодаря Сержану Шакрату мангистауская школа кюя становится сегодня весьма популярной в республике. Сержан-ага не только мастерски исполняет произведения известных народных композиторов прошлых столетий. Достойный представитель школы мангистауских кюйши XVIII–XX веков, он усовершенствовал технику игры и теперь широко пропагандирует школу адайских виртуозов-домбристов – его последователи сегодня играют во всех уголках Казахстана.
Мир музыки окружает его с самого рождения. Он рос под звуки домбры – извечной спутницы казаха: в семье играли и дед, и отец, и дядя. Первым человеком, кто ввел его в этот прекрасный мир льющейся мелодии кюя и вложил в его руки домбру, был его дедушка Шакрат. Первым его учителем, кто научил его извлекать из домбры чудесные звуки, был Алым Жанбыршин, его родной дядя. Теперь уже трудно сказать, когда он впервые взял в руки этот изящный музыкальный инструмент, но в семь лет мальчик уже самостоятельно играл произведения народных композиторов, а в девять стал победителем школьного конкурса домбристов.
С тех пор, вот уже на протяжении более 60 лет, домбра, как верная спутница жизни, делит с ним радость и огорчения, успех и неудачи. Сегодня имя виртуоза-кюйши Сержана Шакрата известно не только в Казахстане. Домбра Сержан-ага звучала в Турции, Италии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Америке. В Париже артистичная игра мангистауского виртуоза, его техника исполнения в свое время привели в восторг самого главу страны Жака Ширака, о чем тот позже в беседе с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым отозвался восхищенно.
Из века в век оттачивалось и пополнялось творческое наследие степных композиторов, имена которых сегодня известны всему Казахстану. Это Абыл, Есир, Ускембай, Арал, Еспай, Кулшар, Картбай, Шамгул, Мурат Ускембаев. И не будет преувеличением, если скажем, что в лице Сержана Шакратова представлена не только плеяда ярких созвездий мангистауских народных исполнителей, но и целая мангистауская школа домбрового искусства. Популяризация мангистауской народной музыки, мангистауской школы игры на домбре стала сегодня возможной в первую очередь благодаря ему.
Сержану Шакрату посчастливилось жить в эпоху Шамгула и Мурата Ускембаева (сына знаменитого Ускембая), перенять дух и атмосферу времени живых свидетелей богатейшего народного песенного и музыкального творчества. В роду Шакратовых Сержан-ага – представитель пятого колена наследственных кюйши. В степи до сих пор помнят имя его прапрадеда Кудайбергена. А по линии матери в роду – знаменитый поэт-импровизатор Кашаган, имя которого было известно не только в Мангистау.
Природа щедро одарила его всем необходимым для кюйши-жырши – слухом, памятью, талантом. Сегодня в его репертуаре около 20 народных жыров – музыкальных сказаний о народных героях, батырах, Отечестве, мудрых назиданиях, немало терме. Это живое музыкальное наследие народа, записанное им и передаваемое молодежи, будет звучать еще не одно поколение. По оценке специалистов, «Сержан Шакрат – один из тех оставшихся немногочисленных прекрасных трансформаторов, которые передают то, что запомнили, молодежи. Он фактически перенял, сохранил и передает молодым исполнителям уникальный мангистауский стиль. Гениальную музыку предков он передает на высочайшем профессиональном уровне. Сегодня он достаточно известен в Казахстане. Его уже записывают. Он один из тех, кто тонко чувствует музыку».
Каждый раз, представляя за границей Казахстан, как признается сам Сержан-ага, его переполняет гордость за нашу страну, за богатое духовное и музыкальное наследие народа, удивляющее и приводящее в неподдельный восторг иностранцев.
– Нам есть что предложить миру – серьезное, оригинальное, присущее только нам, первозданное, древнее, исконно казахское искусство-откровение, имеющее ошеломляющий успех за рубежом, потрясающее даже специалистов. Это наша традиционная музыка, наши кюи, с чем не сравнится ничто иное. Помню, как на международном фестивале музыки народов Востока, Африки и Южной Америки, прошедшем во Франции, выступили африканцы – шумно, под грохот барабанов и монотонных щипковых инструментов, взбудоражив зрителей. Затем сразу после них выступили мы. Аккорды нашей домбры, ее необычное для иностранцев звучание заставили замереть на месте всех присутствовавших на фестивале. Как смолкли последние мелодии кюя, зал буквально взорвался шквалом аплодисментов.
После многие подходили к нам за кулисы, брали в руки домбру, удивляясь тому, как этот тонкий изящный инструмент может подчинить себе многочисленную аудиторию, извлекать из себя такие звуки?! – вспоминал Сержан-ага.
956
Мангистау Медиа
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.