Фильм снимают по заказу Министерства культуры и информации РК, при поддержке Государственного центра поддержки национального кино, а съемки проводит центр творчества АРДФИЛЬМ. Корреспондент mangystaumedia.kz беседовал со сценаристом и режиссером документального фильма об истории и концепции киноискусства.
- Без воды человек жить не может, но в последнее время человечество делает все, чтобы ее уничтожить. Это одна из главных сюжетных линий, которую хотят донести режиссеры. Это фильм про экологию Мангистау или про проблему воды в целом?
- Так или иначе, да. Сейчас очень много документальных фильмов о проблемах воды, особенно о проблеме воды в Мангистауской области. У зрителей и читателей может возникнуть мнение, что наш фильм – это очередной фильм об экологии. Но это не так. Есть такое выражение: «Важно не то, что ты показываешь, а то, как ты это показываешь». Можно по-разному показать и по-разному донести одну и ту же тему. В то же время важна основная задача режиссера, его видение, его прочтение материала. Наш фильм не столько о проблеме воды, сколько об ее ценности, как бы банально это не звучало. Вроде бы все люди и так понимают, что без воды жизнь невозможна, но, однако, то, что человечество делает на протяжении последних лет, опровергает эту истину. В последнее время человек делает все, чтобы уничтожить воду. Это одна из сюжетных линий. Мы патриоты своей страны, мы говорим на примере нашей родины, мы показываем это на примере, непосредственно, нашей земли. Поскольку мы документалисты, мы, естественно, показываем всю красоту природы, которая, может быть, и приедается, когда ты видишь ее каждый день, но эта красота и есть вечность. Ведь нас когда-нибудь не будет, а это все останется. Так что, этот фильм предназначен не только для казахстанской аудитории.
- Если я правильно поняла, то этот документальный фильм основывается на реальных событиях, где есть реальный персонаж. Или это определенно выдуманная история?
- Мы обращаемся к специалистам, к научным сотрудникам, они нам иллюстрируют, рассказывают, и мы пытаемся все это отобразить по мере своих возможностей с помощью компьютерной графики. То есть, как это было в то время, когда существовал океан Тетис. Наш фильм выстроен на конкретных научных доказательствах, они будут приведены и в виде документальных информационных кадров, так и в виде живых интервью. Чтобы люди наглядно видели, как это было, и как это выглядит сейчас. В фильме будет персонаж, актерский состав, но мы пока не будем раскрывать карты. Хочу отметить, что будет своя сюжетная линия. Мы хотим донести идею о бережном отношении к тому, что мы имеем, потому что все это мы передадим своим потомкам. Сейчас я говорю не только про Мангистау, но и про весь мир. Люди приезжают отдыхать, за собой не хотят убирать – это же элементарные вещи. Мусор попадает в воду, в воде морские животные питаются тем самым мусором: пластиком и целлофаном. Нарушается экологическая система. Мы просто заостряем на этом еще раз внимание, в надежде, что до людей дойдет, что надо бережно относиться к своему дому, где мы все живем.
- Какой, по вашему мнению, будет реакция вашей аудитории после просмотра фильма?
- Это очень интересный вопрос. Хочу ответить так, что в первую очередь мы хотим показать фильм на кинофестивалях, связанных с этой экологической темой - с проблематикой воды. И уже после этого хотим показать широкому зрителю. Мы хотим дать своим зрителям продукт, утвержденный мировым сообществом. Мы ни в коем случае не ставим целью коммерциализацию, ведь это не игровое кино. Это документальный фильм, и в прокат на большой экран оно выйти не может. Но после монтажа мы хотим начать переговоры с телеканалами, так как это обычный жизненный путь любого документального фильма. От зрителей мы ждем, что наш фильм им понравился. Мы его делаем именно для зрителей, пусть будут оценки - негативные или позитивные, конечно хотелось бы больше позитивных. Только так мы можем понять, насколько мы умеем донести свою мысль до зрителя. Мы изначально избегаем вопросов о политике, экономике - это уже настолько избито и пройдено. Наш фильм обращен непосредственно к зрителю, к обычным жителям, которые каждые день делают свою работу, получают свою зарплату, живут в этой среде и они лучше нас, лучше всех ученых знают о нехватке воды. Америку мы тут не открываем.
- Моя коллега подсказала, что фильм про колодцы с водой в Мангистау. Мне самой стало интересно, какова роль колодцев в повседневной жизни местных жителей и чем это момент отличается от других местностей?
- Ваши слова уже дарят мне надежду, что наш фильм понравится, что мы выбрали правильное направление и расставили правильные акценты. Правильно это или неправильно, оценит только зритель, ведь он – наш главный судья. Колодец можно по разному прочитывать. Где-то это аллегория, в других случаях - это реальность. Почему именно колодцы Мангистау? Здесь очень много разных связок. Сам фильм содержит не только научно-популярные сведения, здесь целая канва переплетений, начиная от былин, легенд и сказок, заканчивая наукой, потому, что в любом случае наука находит свое подтверждение в наших легендах, сказаниях и преданиях. Мангистауский край - это место, где четко сохранились сказания и предания, определенные мифы, которые отличны от других регионов. Они завязаны на воде, видимо, само расположение Тетиса, дна океана, скорей всего, и привело к этому. И поэтому, колодец - это как аллегория сути значения воды в жизни человека, поэтому мы выбрали именно Мангистау.
- Расскажите, пожалуйста, о составе съемочной группы?
- Автор идеи - Александр Рубанов, он сам стесняется говорить так (прим. - смеется), скромничает. Также, Саша - оператор-постановщик. У Александра достаточно большой опыт, можете посмотреть в интернете всю его фильмографию. Режиссер-постановщик – это известный документалист Кайрат Куанышбай, к сожалению, он заболел и не смог прийти на интервью, а так с удовольствием ответил бы на ваши вопросы. Автор сценария - Бейбарыс Джуманиязов. Второй оператор - Мерей Мусин, это человек, который на других проектах также выступает оператором-постановщиком. Звукорежиссер - Илья Гариев. Это такая мини-съемочная группа. Сам проект создается по заказу Министерства культуры и информации РК при поддержке государственного центра поддержки Национального кино. Три года мы подавали проект на питчинг (прим.ред. презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать). На третий год все созрело. Проблематика воды стоит остро уже на государственном уровне, все знают о ситуации дел, поэтому и кино состоялось. Фильм снимается студией ТОО «АРДФИЛЬМ». Многие думают, что все фильмы снимаются в студии КАЗАХФИЛЬМ, но это не так. ТОО «АРДФИЛЬМ» - это продюсерский центр Ардака Амиркулова. Это известный кинорежиссер, лауреат государственной премии, заслуженный деятель РК, режиссер таких известных картин как “Гибель Отрара”, “Прощай Гульсары”, “Абай” , и этот человек создал продюсерскую компанию. Мы с Александром работаем в этой компании.
- Фильм выйдет на государственном языке?
- Изначально он будет на казахском, но перевод будет сделан и на русский, и на английский. Ведь мы хотим охватить и мировое сообщество, принимать участие в кинофестивалях. То есть, он будет на трех языках с озвучкой. Точность перевода очень важна для фильма, поэтому, чтобы передать всю суть и глубину сказанного, надо будет очень постараться. Это может быть закадровый дубляж - одним голосом, или субтитры - строка в нижней части экрана. Это мы еще не решили, главное чтобы это не повлияло на качество фильма.
- Так когда же все-таки ждать сам фильм?
- Думаю, что уже этой осенью мы порадуем зрителей нашим проектом.
В интервью приняли участие режиссер картины Гаухар Ауганбаева, оператор-постановщик Александр Рубанов и актер Бексултан Жанай.
Беседовала Саида Кадылбек.