Провайдеры «последней мили» отмечают – им препятствуют в оказании услуг, передает mangystaumedia.kz.
В соответствии с оказываемыми услугами операторы связи делятся на магистральных, канальных провайдеров и провайдеров последней мили. Последние жалуются, в первую очередь, на частые изменения Закона РК «О связи».
«Основной документ, по которому мы работаем, это Закон о связи, который был принят в 2004 году, обновлен 76 раз, а за последний 2022 год – 5 раз. Кроме того, Земельный Кодекс, на который мы также опираемся, был обновлен 124 раза, а за последний год – 7 раз. Мы просто не успеваем за нововведениями! Я не знаю, с каким законом я завтра проснусь, причем изменения вносят без учета всех заинтересованных сторон!»- рассказал Серик Молдабеков, руководитель ТОО «АТК Жаңа өзен» из Актау.
Основная проблема провайдеров «последней мили»– это доступ к сетям. Они требуют для начала навести порядок со строительством канализаций в городах и предоставить равный доступ всем операторам.
«Каждый раз строители все свои канализации проводят к нашему главному оператору АО «Казахтелеком», который потом туда никого не пускает. Для того, чтобы мы могли быть равноценными, строители обязаны делать коммуникации так, чтобы туда заходил не один провайдер, а минимум 2-3. Есть решение вопроса – создать специальную комиссию, которая могла бы вскрыть все новые канализации и провести аудит – что там лежит. Я даже сталкивался с тем, что канализацию специально цементируют, чтобы лишний туда никто не залез. Мы вынуждены по воздуху оптику кидать, а ведь могли бы ее проложить в земле, если бы был доступ», - говорит Канат Жармаев, директор ТОО «Спецавтоматикасервис».
Вице-президент национальной ассоциации коммуникации и цифровизации Жанат Асантаев отметил, что уже есть два предложения по решению проблемы доступа в канализации. Здесь предлагают взять на вооружение опыт Астаны, где создана одна организация, которая выдает технические условия, а все кабели находятся на ее балансе. Второй вариант – доступ к канализации необходимо выдавать официально через «Правительство для граждан».
Операторы «последней мили» рассказали, с чем им приходится сталкиваться при прокладке сетей в сёлах. Так, к примеру, в селе Тенге в Жанаозене сети смогли проложить только по краям села, но не посередине.
«Сказали, что нам нужно будет платить за аренду столбов, хотя они находятся в доверительном управлении, и компания не имеет права повторно получать с них доход. Еще один пример – в селе Шетпе Мангистауской области заходит оптика крупного провайдера. Мы обратились к нему – дайте доступ, но нет – не дают! В итоге пришлось ставить две вышки , радиорелейное оборудование, по горам лазили в Шетпе ради того, чтобы около 200 абонентов этого села подключить. Были интересные предложения от монополиста – вы можете стать нашими дилерами, но через 5 лет это оборудование все переходит к нам! Как это понимать?» - говорит Канат Жармаев.
Программа «Интернет в аулы» была инициирована в 2017 году. Возможности работать в этом направлении получили лишь два крупных провайдера Казахстана.
«При этом нам преподносится, будто есть подключение во всех населенных пунктах до 80-90 процентов, но мы проводили работу по подключению, и видим, что статистика недостоверна – процентов 80 не подключены. Почему поддержали монополистов? Если в будущем планируется такая же бюджетная поддержка, то может быть не стоит ее концентрировать на крупных монополистов, а распределить среди частников? Они более мобильные, выполняют работу быстрее, потому что заинтересованы в бизнесе и в качестве», - предлагает Аскар Бибаев, руководитель ТОО «Бикада» из Актау.
По итогам круглого стола предложения операторов будут обобщать, а затем вносить рекомендации в уполномоченные органы.