Рабочая делегация Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Парламента Республики Казахстан совместно с представителями государственных органов в ходе визита в порты Актау и Курык ознакомилась с реализацией масштабных проектов по возведению морской инфраструктуры страны. Было заявлено о возможном внесении изменений в соответствующее законодательство РК.
Бурное развитие транспорта, широкое внедрение современных транспортных технологий, тесное сотрудничество с Китаем, странами Закавказья и Турцией позволяют Казахстану в ближайшие годы стать серьезным игроком на рынке контейнерных перевозок между Азией и Европой. Мангистауская область выполняет важную функцию в развитии транспортно-логистической сферы, перевозок и транзитных мощностей страны.
Порт Курык
Паромный комплекс Курык работает с портами Ирана, Азербайджана, Грузии, Турции и Румынии, но в настоящее время паромы приходят только из Азербайджана, вследствие чего наш порт становится сильно зависимым от логистической стратегии этой страны.
Основные преимущества Курыка — в его географическом положении, экологической чистоте. Немаловажным является и то, что переход грузов до Курыка из любых портов на четыре часа быстрее, чем до порта Актау, а это, в свою очередь, повышает экономическую эффективность порта. Еще одна сильная сторона в том, что магистрально-железнодорожная сеть «Казахстан темир жолы» входит непосредственно в порт, и в дальнейшем это может послужить фактором особой привлекательности для соседних стран.
Главная же проблема порта Курык, требующая внимания, это отсутствие казахстанских паромов, также сюда можно отнести отсутствие подъемных кранов. Вдобавок порт специализирован под определенные грузы, что говорит о его ограниченности.
— Сейчас у нас в планах — создать максимально привлекательный маршрут для развития транзитного потенциала нашей страны, дабы заинтересовать перевозчиков именно казахстанским направлением. Мы подходим с точки зрения возможного внесения соответствующих изменений в законодательство с целью создания привлекательного маршрута с одной стороны, а с другой — получения государством дополнительных доходов. В этом году оборот грузоперевозок порта Курык должен достичь двух миллионов тонн, для этого имеются все предпосылки. В приоритете сейчас — максимально повысить конкурентоспособность портов Актау и Курык на рынке перевозок. На заседании комитета будут рассмотрены все цели и задачи, мы обсудим и проблемные вопросы развития морских гаваней Казахстана, — поделился информацией депутат Сената Парламента РК от Мангистауской области Михаил Бортник.
— Сегодня мы ознакомили членов Парламента с нашими мощностями и текущей проблематикой, продемонстрировали загрузку и выгрузку паромов. К сожалению, в настоящее время загрузка казахстанских портов составляет в среднем двадцать процентов от максимальной мощности. В данное время проводятся работы по наращиванию и раскрутке среднего коридора, в его рамках построены все инфраструктурные объекты. На фоне отсутствия казахстанских паромов формируется новая программа развития инфраструктуры на 2023 год, согласно которой станет возможным строительство наших собственных паромов. Также инициирован проект судостроения в Курыке, что станет хорошим импульсом для дальнейшего развития и обеспечит появление новых рабочих мест в Мангистау. Думаю, мы на верном пути, — подчеркнул генеральный директор ТОО порта Курык Серик Ахметов.
— В целях увеличения мощностей и объема грузоперевозок порта Курык приоритетным является создание дорожно-транспортной системы, а именно: ремонт и реконструкция важной автоартерии Жетыбай — Курык, — сказал глава области Серикбай Трумов.
Морпорт Актау
Современным многоцелевым терминалом является Актауский морской торговый порт, который обеспечивает перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении двенадцать месяцев в году и двадцать четыре часа в сутки. Его расположение на пересечении нескольких транспортных коридоров имеет стратегическое значение в развитии государства.
В морпорту Актау парламентарии ознакомились с условиями, созданными для бизнесменов, действующими производствами, инфраструктурой. Также было отмечено, что основным конкурентом портов Казахстана является гавань Туркменистана Туркменбаши из-за установленного тарифа за одну тонну груза. В будущем это может отрицательно сказаться на загруженности местных портов.
— Следуя мировым тенденциям развития контейнерных перевозок, вопрос полноценного вовлечения казахстанской транспортной инфраструктуры в перевозку грузов в контейнерах является нашей актуальной задачей и реальной точкой роста потенциала, — подчеркнул в своем выступлении председатель правления АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Абай Турикпенбаев.
Для достижения поставленных целей в порту Актау выстраивается современный подход к управлению, направленный на рост производительности труда.
АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» находится под управлением «НК «Казахстан темир жолы», руководители которой в ходе встречи уведомили о проделанной работе и поделились своими планами на будущее.
В 2019 году доля перевозок через Казахстан составила 88 процентов от общего объема в направлении Китай — Европа — Китай (в 2018 году — 77 процентов). Уровень унифицированного железнодорожного тарифа в Казахстане ниже в два-три раза по сравнению с Россией. Ниже себестоимости перевозится 89 процентов грузов на регулируемых сообщениях, не считая транзита.
Заместитель председателя «Казахстан темир жолы» по логистике Павел Соколов отметил, что нужно быть готовыми к снижению доходов от транзита и повышению конкурентоспособности на рынке перевозок.
— Необходимо модернизировать инфраструктуру, бороться за транзит и создать условия для его роста, также снизить административные барьеры (мораторий на досмотр транзита) и повысить скорость движения, — заключил Павел Соколов.
Асель МОЛДАХАНОВА