Курал Жоламан - уроженец Мангистауской области. Наш земляк, работающий сегодня в Саудовской Аравии над проектом «NEOM» под названием "Город будущего", стал первым казахом, переплывшим Гибралтарский пролив в прошлом году. Специалист по финансам говорит, что с самого начала был близок к спорту. Он научился плавать всего 6 лет назад и уже переплыл Босфор (6,5 километров), передает mangystaumedia.kz.
- В прошлом году в интернете была опубликована информации о том, как казахстанец переплыл Гибралтар. Тем не менее, многие не знают, кто вы. Расскажите немного о себе.
- Я уроженец Мангистауской области. В Мунайлинском районе я учился в 1990 году, окончил там 8 классов. Позже переехал в Актау и продолжил обучение в экономическом лицее №4. В 2008 году поступил в Алматинский «КИМЭП» по специальности "экономика и аудит". После окончания в 2012 году учился в магистратуре по международному праву. Стоит отметить, что на третьем курсе я учился в британской провинции Колумбия, Канада, по обмену опытом. Там я создал общество казахской молодежи и даже проводил Наурыз. Кроме того, мы организовали международную спортивную олимпиаду среди молодежи в этой стране. В ней приняли участие студенты из Японии, Китая, Европы.
- Вы были активным студентом? Как это помогло в дальнейшей жизни?
- Находясь в Канаде, я неоднократно становился свидетелем работы студенческих организаций. Там молодежь активно участвует в работе студенческих организаций. Позже, вернувшись в "КИМЭП" я решил баллотировался в такую же организацию. Я решил, что хочу помочь своим сверстникам, победив на выборах. Тем временем я стал кандидатом на пост вице-президента по финансам среди студентов университета. Я заметил, что бюджет расходуется на другие сферы. "Надо следить за этим", - твердо сказал я. С руководителями университета стали налаживаться хорошие отношения. Позже было много компаний, которые приглашали меня на работу. В том числе компания и компания "Тенгизшевройл".
-Вы занимались спортом во время учебы? Со скольки лет вы занимаетесь плаванием?
- 2 года учился и работал в магистратуре. На службе прошел путь от рядового специалиста до ассистента менеджера. Но я не был близок к спорту. В 2012-2017 годах, работая в компании "Ernst & Young", мне поступило предложение о переезде в Дубаи. В конце 2016 года после собеседования меня пригласили на работу. В январе 2017 года переехал в Дубай. В Объединенных Арабских Эмиратах работа была не сложная, поэтому я решил, что мне нужно заняться чем-то дополнительным. И решил заняться бегом и плаванием. Но занимался я этим не профессионально. В ноябре 2017 года я научился плавать в группе. В первый месяц я плавал без остановки до 500 метров. С этого момента я заметил, что плавание мне особенно нравится. Каждый месяц я плавал на тренировках и увеличивал дистанцию. В декабре рекорд достиг 1 километра. В июле 2018 года наш тренер сообщил, что в проливе Босфор пройдут соревнования. Расстояние - 6,5 километров. И тут же появилась мысль о покорении этой дистанции. После того, как переплыл Босфор, летом 2018 года у меня появилась большая цель. Я решил переплывать там, где ещё не переплывали казахстанцы. Одним из таких мест стал Гибралтарский пролив. Ведь никто из Казахстана не проплыл 16,5 км по территории Марокко и Испании. По плану я должен был проплыть его в 2020 году. Однако из-за пандемии планы были отложены на два года. Таким образом летом 2022 года было разрешено плавать. Интенсивно готовился 4 месяца такой дистанции, проплывая 20-30 километров каждую неделю. Было много случаев, когда я даже плавал в выходные, просыпался в 4 утра. Были также мысли, что, может быть, мне следует заняться другими делами. Но человек, поставивший цель, не должен поддаваться таким мыслям. В конце сентября 2022 года я поехал в Испанию. Со мной были трое марокканских друзей. Вода была прохладной. В среднем температура была около 15-20 градусов. Но я уже давно готовился к такой воде заранее. Сидя в воде при 0 градусах по 5 минут, я довел этот показатель до 30-40 минут. Стоит отметить, что плыть в прохладной воде очень сложно. Можно было надеть гидрокостюм, но я решил, что буду плыть по Гибралтару, не используя его. Мы должны были выбрать один из 10 дней, отведенных для прохождения пролива. В тот раз все зависело от погоды. Плавание не допускается, если меняется направление ветра. Это связано с тем, что приливы и ветры могут унести пловца в Средиземное море или Атлантический океан. Мы выбрали 7-й день. Было немного страшно. Поводом для этого стало то, что другие остановились на полпути. Мы подумали, что, возможно, нам придется подготовиться еще раз. 30 сентября 2022 года день был благоприятным для плавания. Я до сих пор помню, мы начали заплыв в пятницу в полдень. Мы должны были добраться до места назначения до шести вечера.
- Как вы оценивали свои шансы в плавании?
- У меня был самый низкий шанс. Прилив и течения очень мешали. Поэтому каждые 1 час мы останавливались. В тот момент волна и ветер продолжали уводить нас в Средиземное море. При остановке мы смещались с курса до 200 -250 метров. Нам все время казалось, что мы стоим на месте. Когда направление течения и ветра поменялось, наше плавание полностью замедлилось. Наш план, рассчитанный на 16,5 км, увеличился на 18 километров. Мы ушли значительно дальше от обозначенной точки на побережье Марокко.
- В проливе водятся хищные рыбы. Вас об этом предупреждали организаторы?
- Нам заранее сказали, что будут акулы, киты, дельфины. Но сами понимаете, что они не нападают сами по себе. Во время плавания из глубины воды виднелось что-то большое. Я сразу понял, что это кит.
- Какое расстояние вы еще переплыли после покорения Гибралтара?
- Тогда я решил отдохнуть пару месяцев. Сейчас я плаваю в бассейне несколько раз в неделю. У меня есть другие цели.
- Из вашего разговора я заметил, что вы собираетесь работать только в больших компаниях. Насколько я знаю, сейчас вы участвуете в крупном проекте в Саудовской Аравии.
- С 2012 по 2017 годы работал в компании "Ernst & Young", с 2017 по 2019 годы - в компании "PwC" в Дубае. А в 2019-2023 годах успешно работал в компании Mediclinic Middle East. С февраля 2023 года продолжаю работу над проектом «NEOM» в Саудовской Аравии. Это большой проект. После 3-4 месяцев собеседования, сбора документов, я получил приглашение. Работаю над проектом города будущего. Он расположен в северо-западной части страны. Кроме того, это будет экономическая территория Саудовской Аравии, где действуют свои законы и правительство, это как отдельное государство. Я работаю здесь специалистом центрального департамента стратегических финансов. Мы будем работать 3 года по договору, по истечении времени договор можно продлить.
- Кто еще работает над легендарным проектом "NEOM"?
- По проекту "NEOM" 70% работают квалифицированных специалистов из разных стран. Большинство из них приехали из Англии, США, Канады, Австралии. Я единственный специалист из Казахстана в своем департаменте. Я слышал, что в других направлениях этого проекта есть казахстанские специалисты. Проект продлится до 2055 года. Здесь много проектов. Один из них-портовый город Оксагон. Строительство будет завершено в ближайшие 2-3 года. В горном хребте на построены зимние курорты, в 2029 году планируется проведение зимних Азиатских игр.
Всего в "NEOM " работает 4000 специалистов, 40-50 тыс. строителей. Кроме того, около 8 тысяч консультантов работают по разным направлениям. Проект также называют городом будущего ожидается, что в NEOM будут вещи, которых нет в мире. Его первый проект должен быть завершен в 2030 году. Протяженность составляет 170 километров. В ближайшие семь лет будет завершено строительство 2,5 км территории города. Для жителей города предусмотрено опреснение воды Красного моря и использование подземных вод.
- Это удивительный проект. А как ваша семья на это смотрит? Поддерживает?
- Мои родители живут в Актау. Они простые люди. Я учусь с раннего возраста и в итоге работаю в таком месте. Я сам женат. Воспитываю троих детей. Пока моя семья в Актау. Семейные дома компании, в которой мы работаем, появятся только летом следующего года.
- Спасибо за интервью!