На прошлой неделе жителей региона и всего Казахстана потрясла новость из Актау об отце, убившем своих троих малолетних детей. По неофициальной информации стало известно, что мужчина был приверженцем нетрадиционного религиозного течения.
Бесчеловечность поступка заставила общественность задуматься над тем, как уберечь детей от влияния их же родителей, подверженных деструктивной идеологии. Редакция сайта mangystaumedia.kz также решила поинтересоваться ведется ли отдельная работа с детьми из таких семей.
Правоохранительными органами и ведомствами ведется активная работа по выявлению и пресечению предпосылок проявления терроризма и экстремизма в стране. И если раньше нетрадиционная для Казахстана идеология приезжала из-за рубежа, то сегодня проповедникам деструктивных течений на помощь пришли соцсети и мессенджеры. По информации Генеральной прокуратуры РК, для проверки сайтов с противоправным контентом в 2017 году был запущен проект «Кибернадзор». Результатом его работы стала блокировка более 900 тыс. веб-ссылок с признаками религиозного экстремизма и терроризма.
Теологи, правоохранительные органы ведут работу и с взрослым населением, но насколько дети защищены от влияния тех же приверженцев нетрадиционных религиозных течений, которые могут быть их близкими родственниками?
К сожалению, никак.
Единственным местом, где могут помочь ребенку – это школа и педагог-психолог. И он может оказать психолого-педагогическое сопровождение и поддержку в условиях образовательной среды, но только с письменного разрешения родителей. В общеобразовательных учреждениях действует приказ и.о.министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования», в рамках которого психологическая диагностика, консультирование и тренинги (групповые, индивидуальные) с обучающимися и воспитанниками проводятся с письменного согласия родителей и иных законных представителей.
- «Перед тем, как педагог-психолог приступит к своей работе, проводится общее собрание с родителями, где им рассказывают о деятельности педагога-психолога, как будет проходить диагностика, психокоррекционная и профилактическая работы с учащимися, берется письменное согласие у родителей. Если при диагностике у ребенка выявляются особенности, к примеру, в эмоциональном развитии, тогда опять приглашаются родители, которым рассказывают о результатах диагностики и какую индивидуальную работу надо провести с ребенком. Опять же, берется письменное согласие родителей. После чего разрабатывается отдельный план работы с учащимся и согласовывается с родителями. Бывает, что родители категорически против, тогда у педагога-психолога нет возможности помочь школьнику. Единственная возможность - переубедить родителей. Психолог объясняет им, что работа будет вестись в игровой форме, и личностные границы ребенка нарушены не будут», - говорит Галия Койтанова, руководитель отдела психологической поддержки КГУ «Учебно-методический центр образования» управления образования Мангистауской области.
Недавний трагический случаи убийства троих детей собственным отцом всколыхнул главные вопросы – как работать с детьми, семьи которых приверженцы нетрадиционных религиозных течений?
Определить насколько деструктивна идеология, которой придерживаются родители учеников, педагог-психолог не может из-за отсутствия теологического образования. Да и учет таких семей в школах не ведется. Поэтому, призыв общественности к правоохранительным органам и управлению образования - обратить внимание на такие семьи и взять их под контроль, можно решить только на уровне министерств и при поддержке общественных организации.