Город Каракабак, который был обнаружен пять лет назад археологами на берегу залива Качак Каспийского моря, начал открывать свои тайны. Однако вопросов теперь больше, чем ответов. В одном археологи уверены – этот город, возраст которого 2 тысячи лет, подтверждает существование северной ветки Шелкового пути, доказательств которой не было по сей день, передает mangystaumedia.kz.
В 2017 году археолог из Актау Андрей Астафьев и его российский коллега Евгений Богданов проводили раскопки на средневековом городище Кызылкала в Мангистауской области.
«Каракабак вместе с валом Байлама – уникальный даже не для Мангистау, и даже не для Казахстана. Мы так часто повторяем слово «уникальный», что это становится обыденным. Он не уникальный – он единственный. Это единственный центр ремесленного производства, который существовал в эпоху переселения народов и в котором работали мастера. Здесь производились ювелирные украшения, и возможно отливали стекло. В этом месте никто не ожидал этого найти. Казалось бы, окраина мира, и что здесь могло быть? Сначала к этому открытию с недоверием отнеслись специалисты и археологи, но потом мнение европейских, российских и среднеазиатских ученых поменялось. По нашим данным здесь работали византийские мастера, которые продолжали традиции византийской школы ювелирных изделий. Сюда поставляли камни из Индии, и тут их обрабатывали, а затем эти изделия распространялись на огромную территорию»,− говорит Евгений Богданов, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Российской Академии наук.
В то время, когда на полуострове Мангистау зародился город Каракабак, большинство городов от северного Причерноморья до Кавказа были разрушены из-за постоянных войн. Здесь же в изоляции, вдалеке от войн город процветал. Тут жило полиэтничное население: византийцы и иранцы, хорезмийцы и выходцы с территории Кавказа. Для того времени это был достаточно крупный город с населением в полторы тысячи человек. Он был окружен крепостной стеной длиной в полкилометра и высотой в 3 метра.
«Работы на Каракабаке связаны не только с изучением самого города, важен анализ всей исторической ситуации того времени, чтобы понять, как это здесь появилось. Это феномен. Мы путаемся, к чему его привязывать – к Средней Азии, к Евразии, к Арало-Каспию? Но одно мы знаем точно – причину, почему здесь появился город. Она достаточно прозаичная. Это местная сырьевая база. Здесь в Каратауском нагорье имеются выходы медных, свинцовых руд, возможно, в древности здесь даже добывали золото. Тема появления ремесленных центров – нулевая и неизученная в Казахстане», - рассказывает археолог Андрей Астафьев.
Исследователи и историки уже давно говорят о существовании во втором веке нашей эры северного ответвления Великого Шелкового пути. Однако, это был спорный вопрос, потому что до сих пор не было явных материальных свидетельств его существования – были лишь косвенные предположения.
«И вдруг в периферии мы находим очень мощный по тем временам город. И мы говорим о том, что это анклав, то есть государство в государстве – изолировано самой природой на площади 15 квадратных километров. И вдобавок это был порт. Сейчас мы подошли к тому, что северная ветка Великого Шелкового пути существовала, потому что была получена довольно представительная коллекция монет. И они являются главным свидетельством того, что товарно-денежные отношения здесь возникли 2 тысячи лет назад. Кстати, всегда считалось, что, если это караванная трасса, то это пустыня и по ней идут груженые караваны. Но тут было сухопутно-морское сообщение, причем было задействовано все Каспийское море. Через город Каракабак шло сообщение со всеми прикаспийскими государствами. Это древняя модель ныне существующего порта Актау», - добавляет Андрей Астафьев.
Такая находка означает, что Казахстан напрямую был включен в Великий Шелковый путь, причем не только на юге, но и на восточном берегу Каспия. К слову, в античных источниках есть информация о существовании Каспий-Понтийского торгового пути, или, как его еще называют Великого Индийского пути. Между Индией и Римской империей была трасса, которая шла водным путем. Из Индии через реку Инд грузы шли на судах, затем их переносили через перевалы до истоков Амударьи, а по ней на кораблях спускались в Каспий (тогда эта река впадала в Каспийское море). Далее в обход Ирана грузы попадали на реку Кора на территории современного Азербайджана, потом через Малый Кавказ к истокам реки Риони (Грузия) и отправлялись в Черное море. Существовала эта трасса более 800 лет. За эти столетия возник очень мощный торговый «хаб», который обслуживал всю систему доставки грузов и торговли. Однако в IV веке происходит настоящая природная катастрофа – Амударья меняет свое русло и начинает впадать в Аральское море. Торговые трассы не просто рушатся – возникает сильный экономический кризис по всей Центральной и Средней Азии, от которого многие государства оправляются почти 200 лет.
«И в то время, когда вся экономика рушится, начинают искать что-то новое. И возникает новая торговая трасса. С Амударьи караваны начали двигаться через плато Устюрт и на Каракабак, а дальше через Каспий грузы попадали в Волгу, затем в Дон и в Черное море. Это был индийско-византийский торговый путь. Эту информацию нам подарил Каракабак. Мы уже получили свидетельства о том, что из Индии сюда поступал камень гранат, который обрабатывали на Каракабаке. Причем нашли именно обломки распиленного граната, распилить который в то время могли только в Индии, так как там были технологии обработки драгоценных камней. Есть и нумизматические свидетельства существования этой трассы», - говорит мангистауский археолог.
Было и еще одно открытие на Каракабаке. Археологи утверждают, что первыми в мире столкнулись с поселением, которое обслуживало кочевое население в рамках гуннской моды. Найден и большой могильник гуннской эпохи. Такого не находили больше нигде – только одиночные захоронения.
Кто именно основал Каракабак первым, доподлинно неизвестно. Но были две волны расцвета города. Первая связана с приходом хорезмийцев, а вторая – с приходом из Европы гуннов. Кроме того, город интересен еще и тем, что это настоящая капсула времени. В V веке он был разрушен мощным землетрясением, однако не был заброшен. Жители остались здесь, разбирали разрушенные постройки и строили новые. Но часть построек так и не было разобрано. Это и есть капсула времени. Одну такую археологи вскрыли, причем при раскопках было видно, в каком направлении были подземные толчки в зависимости от того, в какую сторону слетали вещи, как вылетали каменные блоки.
«Свой мусор жители складировали за поселением. Сформировались огромные мусорные отвалы, которые содержат колоссальное количество информации. Вообще, археологи считают, что самое интересное в городах – это городские свалки. Мусор мы не просто копаем и разбираем – мы его сеем. И порой эта просевка дает ценнейшую информацию. Попадается много бус, обломки стекла, монеты. Мы поднимаем много вопросов, которых ни разу в нумизматике еще не было. Например, мы нашли маленький кусочек свинца с товарной пломбой – не было ни у кого такого, а здесь она есть», - говорит Евгений Богданов.
Археологи отмечают – чтобы поддержать Каракабак, нужна многолетняя программа, причем как на высоком государственном, так и на региональном уровне. Тогда можно будет рассчитывать на дальнейшее финансирование раскопок.
«Когда говорим о науке, нас не понимают, поэтому нужно идти в сторону туризма. Есть проект – как из Каракабака можно сделать туристическую «конфетку». Он связан с развитием мирового бренда - путешествия по Великому Шелковому пути. Чтобы инвестор сюда пришел, нужно, чтобы государство вложилось в инфраструктуру – это в первую очередь дорога и электричество. Тут необходимо создать археологическую базу, которая будет работать круглогодично. При ней возникнет музей под открытым небом на месте раскопок. Сейчас остро стоит вопрос о консервации – чтобы было, что показывать туристам, надо сохранить уже раскопанное. Потенциал этого места колоссальный. Те же самые туристы смогут принимать участие в раскопках или ночевать прямо в Каракабаке – на тех местах, где когда-то жили жители этого древнего города», - резюмирует Андрей Астафьев.
Руководитель турфирмы в Актау Евгения Слюсарева считает, что вместо строительства пятизвездочных гостиниц, в стране необходимо развивать археологический и сакральный туризм.
«Почему-то считается, что пятизвездочные гостиницы привлекут большое количество туристов. Но туристов привлекают какие-то уникальные для всего мира объекты. Вот, например, город Каракабак. Может быть, не надо обыкновенных туристов, которые фотографируются на этом фоне. Нужны туристы, которые интересуются историей, ареологией. Это тоже достаточно большой сегмент», - сказала Евгения Слюсарева.
На раскопки города Каракабак в 2019 году было выделено около 20 млн тенге, а в нынешнем – и того меньше – 16 млн тенге. Пока, по мнению, археологов, власти не понимают «золотой жилы», которой может стать древний город. Но для того, чтобы город стал приносить доход, необходимы вложения.