В Актау общественный совет рассмотрел просьбу перевозчиков повысить тариф за проезд на общественном транспорте до 70-80 тенге. Необходимость повышения они аргументируют ростом стоимости горюче-смазочных материалов, топлива, повышением цен на запчасти и увеличением стоимости технического обслуживания транспорта. Например, если в 2015 году дизтопливо (зимнее) стоило 145 тенге, то в этом году его стоимость возросла до 212 тенге. Автошины на автобусы Daewoo или Hyundai стоят теперь 93 тысячи тенге вместо 63 тысяч в 2015 году.
Жители областного центра периодически выражают неудовлетворение работой городского общественного транспорта - устаревшие модели автобусов и скудный выбор городских маршрутов превращает и без того не особо приятную поездку в автобусе в ежедневную пытку. Автоперевозчики только разводят руками - в нынешних ценовых реалиях обновление автопарка остается лишь несбыточной мечтой.
- В связи с заселением новых микрорайонов продлили протяженность некоторых маршрутов. В результате увеличился километраж, количество выходов автобусов, соответственно уменьшились кругообороты за одну смену и выручка. Продление маршрута требует от нас увеличение количества автобусного транспорта. Из-за низкого показателя коэффициента технической готовности ежедневно вынуждены простаивать 30-40% автобусов автопарка. При таких обстоятельствах мы с трудом содержим автопарк. При нынешнем тарифе 50 тенге приобретение новых автобусов невозможно, - говорится в коллективном письме трех автоперевозчиков, направленном в городской акимат.
Согласно методике расчета тарифа на оказание услуг по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам, утвержденным приказом министра транспорта и коммуникаций РК №164 от 13 октября 2011 года минимальный расчет (усредненный тариф) для маршрута №2 определен в сумме 76 тенге без учета льгот для отдельных категорий пассажиров. Для маршрута №3 этот показатель составил 70 тенге, маршрута - 76 тенге.
Как рассказал Наби Айгараков, директор ТОО «АйНа» (обслуживает маршруты № 3 и №7), к концу этого года их компания рассчитается с кредитом на покупку семи новых автобусов, взятом в 2012 году, и он рассчитывает приобрести еще пять или семь автобусов. Но сделать это сможет только в случае повышения тарифов за проезд.
- Мы планируем купить корейские автобусы Daewoo казахстанской сборки. Их стоимость напрямую зависит от курса доллара. Пока новый автобус с минимальной комплектацией стоит 33 млн. тенге. Конечно, от ПАЗиков нужно уходить - их уже не выпускают, они полностью изжили себя. Нужно сделать тариф хотя бы 70-80 тенге, чтобы можно было говорить об обновлении автопарка. У нас такой же расход и километраж как в других городах, никаких субсидий мы не получаем, а тариф всего 50 тенге, - говорит Наби Айгараков.
Напомним, последнее изменение тарифа на проезд по городу Актау произошло 11 августа 2015 года. Тогда стоимость проезда поднялась с 35 до 50 тенге. А через несколько дней в стране произошла девальвация тенге, которая не только не улучшила положение в работе автоперевозчиков, но и вывела их «в минус» - вместо 35 тенге за перевозку одного пассажира они стали зарабатывать 25 тенге. Согласно Закону РК «Об автомобильном транспорте» местные исполнительные органы имеют право каждые три года рассматривать стоимость проезда в городском общественном транспорте.
Члены общественного совета сочли обращение городских автоперевозчиков резонными. Вероятно, после некоторых корректировок и уточнений, их просьба будет вынесена на обсуждение сессии городского маслихата.
Согласно информации городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в Актау курсируют шесть маршрутов на 68-ми автобусах. В связи с проведением Пятого Каспийского саммита было закуплено пять электрических автобусов и установлены системы электронных платежей в пилотном режиме. Совместно с СПК «Каспий» рассматривается покупка 20-ти пассажирских автобусов среднего класса.