В Казахстане проблемы, связанные с автодорогами, по-прежнему остаются актуальными. Ежегодно из государственной казны выделяются большие средства, строятся и реконструируются дороги. Что касается качества, то, честно говоря, обнадеживающих показателей немного. Известно, что недавно была опубликована официальная информация о том, что только 66% автомобильных дорог Мангистауской области находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Мы поговорили с Саином Демесиным, ветераном из Мангистау, посвятившим свою жизнь дорожной отраслью.
- Сайын Темирханулы, как вы знаете, недавно Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с критикой автодорог в стране и распорядился об объединении учреждений «КазАвтоЖол» и «Казавтодор», которые работают в этой сфере. Нам хотелось узнать ваше мнение как профессионала в этой отрасли…
- Да, проблема с автодорогами очень серьезная. Ежегодно на строительство и реконструкцию автомобильных дорог от государства выделяется 600-700 миллиардов тенге. И сейчас есть проблемы с использованием этих средств. От этого жители страдают от его последствия. В частности, безответственность подрядных организаций, нехватка специалистов, бесконтрольность со стороны уполномоченных органов. Поэтому я полностью согласен с мнением Президента. Хочу добавить, что считаю необходимым создание Агентства по дорогам в Казахстане или даже министерства. Это связано с тем, что учреждение «КазАвтоЖол» находится в ведении Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Кстати, до недавнего дня подчинялся только главе правительства. А между тем отчет о проделанных работах запрашивался у указанного комитета. Это же полный абсурд.
- Это проблема еще актуальна на данный момент?
- Сегодня государство контролирует строительство и ремонт автодорог. Отрадно, что наш Президент лично взял под контроль реконструкцию некоторых важных автомагистралей. Поэтому я считаю, что в этом году будут большие изменения. Похоже, пришло время создания одного национального оператора, отвечающего за строительство автомобильных дорог в Казахстане в целом. Понятно, что ситуация изменится в лучшую сторону, если в это Агентство или министерство сгруппировать госучреждения, занимающиеся строительством, ремонтом и контролем качества строительства. Многие вопросы, такие как нехватка специалистов, использование новейшей техники и технологий в повседневной деятельности, использование в производстве лучших методов из богатого опыта дальнего и ближнего зарубежья, и даже регулирование нынешних заоблачных цен на строительные материалы будут решены вовремя.
- Сколько лет вы работали в дорожной сфере?
- Моя основная профессия - инженер-механик. В Мангистауской области участвовал в ремонте и реконструкции дорог по направлениям «Атырау-Бейнеу», «Бейнеу-Шетпе» и «Шетпе-Актау». В 2006-2007 годах работал главным инженером в учреждении «Казавтодор». С 2007 года на протяжении 11 лет был директором госпредприятия «Мангистаужолзертханасы». Сейчас это учреждение носит название Мангистауский филиал «Национального центра качеств дорожных активов». Я призвал сюда многих и обучал их тому, что знал сам. Вижу и радуюсь, что в команде стало больше молодых специалистов. Желаю им успехов в их ответственной работе.
- Спасибо Вам за беседу!