Наверняка каждый потребитель, если он внимательный, сталкивался с ситуацией, когда на полках торгового объекта указывается одна цена, а на кассе ему пробивают другую. Как правило, цена в чеке бывает выше указанной на витрине.
Нереальный ценник
Продавцы и руководство торговых объектов такие факты объясняют просто, мол, товары каждый день дорожают, и они не успевают менять ценники. Если покупатель настойчив, ему удается произвести возврат разницы в цене, в обратном случае (что не редкость) он уходит, не добившись возврата денежных средств.
Как рассказывает Рауан Мухаев, в департамент по защите прав потребителей Мангистауской области потребители обращаются и по таким фактам. За истекший период с начала года в уполномоченный орган поступило свыше четырех подобных обращений. Все обращения были в отношении субъектов предпринимательства.
– Как выяснилось, потребители выявили несоответствие цены, пробитой на кассе и указанной на ценнике при покупке пищевой продукции –поясняет руководитель департамента Рауан Есеналиевич. –По всем обращениям специалисты нашего ведомства предоставили потребителям информационную и правовую помощь.
По словам Рауана Есеналиевича, согласно статье 24 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар по стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних либо внешних витринах торгового объекта.
– В соответствии со статьей 447 Гражданского Кодекса РК выставление и демонстрация товара с указанием сведений о товаре (наименование, цена и другое) будет являться публичной офертой, то есть предложением купить данный товар по указанной цене, – отмечает руководитель департамента по защите прав потребителей Мангистауской области. – Таким образом, покупатель вправе купить товар по указанной на ценнике цене и оправдание продавца, что работники не успели их поменять – не состоятельно.
Бывает и такое, что зачастую субъектами предпринимательства товар реализовывается вообще без указания цены, что также является нарушением потребительских прав граждан.
– Как субъекты предпринимательства, так и потребители должны знать, что допущение продавцами вышеуказанных фактов влечет привлечение субъекта предпринимательства к административной ответственности, – говорит Рауан Мухаев. – Так, согласно статье 193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», реализация без указания стоимости в тенге товара, оформленного ярлыком цен, либо реализация товара, стоимость которого превышает оформленную ярлыком цену, а также указание цены не в тенге при его реализации на территории Казахстана на условиях публичного договора – влечет применение штрафных санкций к правонарушителю.
Как действовать?
А знает ли потребитель, какими должны быть его действия при возникновении подобной ситуации? Итак, выявлено, что цена на кассе отличается от той, что указана на ценнике. В таком случае потребителю необходимо пройти к витрине и сделать фото ценника с товаром, а затем обратиться к администрации торгового объекта с просьбой о возврате денежных средств.
– Если устное обращение не приведет к разрешению вопроса, необходимо оставить претензию (заявление) по данному факту и обязательно зарегистрировать факт его направления, – поясняет Рауан Есеналиевич. – Согласно статье 42-4 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан рассмотреть претензию и в случае несогласия с требованиями в течение 10 календарных дней со дня ее получения предоставить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.
Если претензия потребителя не удовлетворена, то он вправе обратиться в суд в отношении недобросовестного продавца, а также – с соответствующим заявлением в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о привлечении продавца к административной ответственности.
Департамент по защите прав потребителей Мангистауской области находится по адресу:9 микрорайон,23а здание,215 кабинет (2этаж).
Телефон горячей линии:
8(7292)431434.
Социальная сеть: Instagram-dzpp.mangistau
Электронная почта: dzpp.mangistau@mail.ru
Как помочь покупателям?
– Специалисты департамента по защите прав потребителей помогают это сделать в досудебном либо в судебном порядке. Они оказывают содействие в направлении претензионного письма, ведь изначально покупатель должен обратиться с претензией к продавцу, а потом (если в течение 10 дней требование было не выполнено и руководство магазина не предоставило даже мотивированного ответа) – искового заявления, с которым он уже идет в суд.
– Напомним, что в течение 14 дней потребитель вправе произвести возврат, замену при условии, что товар не был в применении. Если товар некачественный, то в рамках гарантийного срока (срока годности) нужно требовать, чтобы продавец произвел замену товара или возврат денег.
– Если товар не соответствует качеству, покупатель сначала идет к продавцу и просит произвести замену товара, возврат денежных средств, ремонт за счет продавца и прочее. Если же продавец не согласен с покупателем, он должен провести экспертизу и доказать соответствующее качество товара. Эта обязанность по законодательству возложена на продавца. Но, если экспертизой подтверждено несоответствующее качество товара по причине неправильного применения, а не в связи с наличием заводского брака, то продавец эти деньги может взыскать потом с покупателя.
Как вручить претензию продавцу?
– Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был указан продавцом.
– Продавец обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально.
– Если в течение 10 календарных дней продавец письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, то потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, (государственные органы) осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.
– Если обращение в уполномоченный орган не приведет к разрешению вопроса, то потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении недобросовестного продавца.