В преддверии профессионального праздника представителей средств массовой информации мы поговорили о проблемах и перспективах в данной сфере с Айсулу Дутбаевой — директором ТОО «Мангистау-Медиа» — компании, объединяющей восемь печатных изданий, которые неразрывно связаны с историей региона.
— Айсулу Кабышовна, с момента появления цифровых технологий активизировались дискуссии о будущем традиционной прессы. Каково ваше мнение о роли газеты в жизни общества?
— Что сейчас происходит на наших глазах — какие-то печатные СМИ могут умереть, но сам формат никуда не денется. Вот чем они точно не станут, так это исключительно новостными изданиями — с этой функцией хорошо справляются информационные агентства. Печать приобретает новые преимущества: качественная аналитика, профессиональные комментарии, детальное освещение событий. Печатное издание должно вызывать доверие у читателей, и, что немаловажно, человек должен получать эстетическое удовольствие от газеты. Макетная сборка, полиграфическое решение, рубрикация по номеру — все должно быть комфортным для потребителя.
Интернет-издания берут другим — оперативностью, постоянным обновлением статуса происшествия. Да, оперативность важна, но зачастую она достигается в ущерб качеству. Информация всегда должна быть написана на основе фактов и доказательств, однако сегодня бессмысленная так называемая «мусорная» информация для некоторых тоже может становиться «духовной» пищей. Это основное различие между традиционными публикациями и популярными веб-сайтами. Пока есть читающие люди, газета будет жить. В печатных СМИ дается самая проверенная информация. Если ошибку в информации, размещенной на сайтах и в социальных сетях, можно быстро удалить, то с бумагой гораздо сложнее и вдвойне ответственно.
В целом, процесс чтения газеты или книги должен быть восстановлен среди молодого поколения. В наше время уважение к газетам и журналам было особенным. У меня до сих пор перед глазами стоит картина, как наши родители, сидя за столом, читали газету. Так прививалась культура чтения газет или книг ребенку через семейное воспитание. Один столетний аксакал, проживающий в Жанаозене, — самый пожилой читатель нашей газеты, рассказал следующее: «Раньше я просил внука читать газету вслух, почти заставлял, но теперь его просить не надо. Теперь он сам читает, и мы вместе обсуждаем газетные публикации».
— Сбылись ли ваши планы, как директора медиакомпании? Каковы достижения?
— Прошло два года, как я возглавила ТОО «Мангистау-Медиа». За один год с небольшим мы выполнили двухлетний план развития компании. Считаю, что главная победа — это переезд в новое здание. Моей главной задачей было создать комфортные условия для работы редакций. Как вы знаете, до прихода на эту должность я работала в компании «Каражанбасмунай», где увидела отлаженную систему социальной поддержки работников. Так почему же журналисты не могут быть обеспечены такими же условиями? Теперь наш офис расположен в центре города, оборудован всей сетью инженерной инфраструктуры, тогда как состояние старого здания было критическим. В прошлом году во время пандемии церемония открытия нового офиса была перенесена на более поздний срок. В этом году накануне профессионального праздника прошла торжественная презентация, которая по казахской традиции получила название «коныс той». Красную ленту разрезали заместитель акима Мангистауской области Гульмира Калмуратова и ветераны журналистики Мейрамбай Кибасов и Еркеш Нарембаева. На церемонию были приглашены представители прессы, ветераны журналистики, внесшие свой вклад в развитие отрасли. Также следует уделить большое внимание укреплению статуса профессиональных журналистов, ведь они трудятся круглосуточно, чтобы донести информацию до общественности, и это влияет на наше восприятие будущего.
Считаю, что наши журналисты заслуживают большего, в дальнейшем мы планируем увеличить свой финансовый потенциал и работать над повышением заработной платы наших работников. Также перед нами стоит вопрос доставки сотрудников учреждения на работу и домой.
— Полиграфические издания привлекают читателя не только обложкой, но и содержанием. Как директор, как вы влияете на структуру газет?
— Некоторые говорят, что газеты неинтересные. Наши газеты не ограничиваются социально-политической информацией. Конечно, газета — мощный инструмент продвижения государственной политики. Она также выполняет культурно-просветительскую функцию — такой вестник национального духа. Содержание газеты разнообразно, есть официоз, но стараемся его подать разнообразно, есть много информации о местных жителях, их семьях, увлечениях, есть местные рубрики. Не обходим ни одну проблему в регионе. Прежде всего стоит отметить, что при всей кажущейся, на первый взгляд, суматохе, царящей в редакции, вся ее деятельность распланирована. Во-первых, в целом распланировано информационное содержание. В редакциях есть расписание годовое и более краткосрочное. Есть еженедельные планы и план конкретного номера. Во-вторых, спланирована информационная политика. В-третьих, четко обозначено время выхода номера издания в свет. В связи с тем что нужно предоставить материалы в печать согласно графику, обозначено время сдачи материалов и время сдачи всего номера. Поэтому, каким бы интересным ни был материал, поставить его на полосы после подписания номера в печать невозможно.
Каждый материал — это всегда коллективный труд: на разных этапах подготовки к печати его корректируют, правят, сокращают, дорабатывают редакторы. В редакциях также очень ценят труд дизайнеров, ответственных секретарей, корректоров. В редакции работают также с письмами читателей. Изучая опыт других регионов, мы понимаем, что нужно развивать медиа-партнерство. За пример можно взять медиа-холдинг «Атырау-Акпарат». Эта компания владеет двумя типографиями. У нас вопрос качества полиграфии стоит на первом месте. Сегодня издательский дом «Неон Сити» способствует бесперебойному выпуску наших газет. Однако его оборудование устарело, не отвечает требованиям времени. В этой связи мы направили предложение учредителям об открытии собственной типографии. Состоялся разговор и с руководителем областного управления внутренней политики — нам обещали оказать всяческое содействие, за что мы благодарны. Остается открытым вопрос доставки газет подписчикам. В настоящее время наши газеты развозят почтальоны Казпочты. С одной стороны, это удобно для читателей, проживающих в отдаленных селах, но с другой — возрастает стоимость газеты. С экономической точки зрения непосредственная доставка газет от редакции стоит дешевле, чем транспортировка почтой. Для осуществления этих целей потребуются дополнительные расходы.
— Тираж газеты — показатель ее успешности. Каковы планы по увеличению тиража?
— Одна из основных наших задач — увеличение тиража газет, расширение читательской аудитории. Разве потребители не выбирают товары, которые пользуются спросом и качество которых не снижается? Сегодня достаточно людей, которые ждут новый номер газеты. Есть газеты, которые имеют богатую историю, например, в этом году газете «Жаңа өмір» исполняется 80 лет, в следующем году областная газета «Огни Мангистау» отметит свое 55-летие, через два года газета «Маңғыстау» — 50-летие. У истоков этих изданий стояли известные журналисты, а в последующем с изданиями сотрудничали публицисты, поэты, литераторы, общественные деятели и ученые. Но особенность мангистауской земли в том, что здесь все связано с литературой, творчеством, искусством, и в газетах это ощущалось особенно четко.
Часто говорят, что пресса теперь зависит от государственного финансирования. Государственный заказ в сфере информации — это лишь часть дохода. Что касается экономических показателей, то в прошлом году наша компания принесла в госбюджет значительный доход. Это связано с тем, что все больше людей осознает важность периодических изданий в нашей жизни. Принудительной подписки на газету нет, каждый читатель делает свой выбор. Нас поддерживают морально и материально энтузиасты и меценаты края, такие как директор ТОО «Берекет-Ф» Зарета Фаталиева, основатель мебельных салонов «Престиж» Ирина Беляева, директор Актауского филиала «Forte Bank» Аббат Урисбаев. Следует отметить и работу местных акиматов. Хочу поблагодарить акима Мангистауского района Тлека Кошмагамбетова, поддержавшего в прошлом году ремонт здания редакции газеты «Жаңа өмір» в Шетпе, а также акима города Жанаозена Максата Ибагарова, который оказал содействие редакции газеты «Жаңаөзен».
— Что вы думаете о будущем сайта «Мангистау-Медиа»?
— Если мы посмотрим на опыт самых популярных газет и журналов в мировом медиапространстве, то модернизация газет и их цифровых версий, то есть веб-сайтов, набирает обороты. Теперь мобильное приложение нашего сайта доступно в приложениях для Android и iOS. После шести месяцев переговоров с компанией «Apple» мы продвинулись на шаг вперед. Сайт способствует популярности газет. У нас были и есть свои амбициозные планы по завоеванию аудитории. На сегодня рейтинг сайта «Мангистау-Медиа» выше, чем у многих популярных национальных сайтов. Это тоже результат большой работы наших профессионалов.
— Спасибо за интервью.
Мейржан ТУМАНОВ