В Актау художники пишут картины … нефтью. Техника эта довольно необычная и сложная, а картины получаются монохромными. Уже написано больше сотни пейзажей, в планах — даже отмечать на картинах, с какого месторождения взята нефть и из какой скважины.
Аймурат Танатов — и дзюдоист, и художник. Причем одно другому никак не мешает. Спортом начал заниматься больше двадцати лет назад. В школьной сумке всегда лежали альбом для рисования и кимоно. Утром — художественный кружок, а вечером — тренировка. Стал мастером спорта, работал тренером, учился в колледже, а затем и в институте, выставлял свои работы на многочисленных выставках республиканского и международного уровня, стал членом Союза художников Республики Казахстан. А почти восемь лет назад открыл художественную галерею «Өнер». Спорт не забросил, до сих пор каждое утро начинается с тренировки, а потом — мастерская, здесь, бывает, работает до ночи.
Несколько лет назад в галерею пригласили художника из Азербайджана — среди мастеров он был известен тем, что пишет картины нефтью. Он провел мастер-класс, однако секретов работы с черным золотом так и не раскрыл.
— Мы с другом Тынышбеком Балтабаевым подумали: а почему бы самим не попробовать? Тогда в Казахстане никто не рисовал нефтью. Съездили на месторождение Каражанбас, привезли баклажку с нефтью и начали экспериментировать. Чистой нефтью рисовать невозможно — она не ложится плотно на холст. Пришлось испортить несколько холстов, прежде чем методом проб и ошибок у нас что-то получилось. И вот уже два года как работаем с нефтью, — рассказывает художник Аймурат Танатов.
Считается, что нефть всегда черная, на самом же деле она разная, в зависимости от месторождения. На одном она ближе к черному, на другом — коричневая, а на месторождении Жетыбай — и вовсе желтая. Эту особенность мангистауской нефти и стали использовать художники.
— У нас много друзей-нефтяников, они-то и подсказали, что нефть разная. Мы даже хотим некоторые картины подписывать — из какой скважины взята эта нефть, с какого месторождения. Для себя уже отметили, что удобнее всего рисовать нефтью именно с месторождения Каражанбас, — добавляет художник.
Пишут в основном пейзажи, благо, натуры в Мангистау хватает: многочисленные каньоны, ущелья, горные хребты, подземные мечети. Что касается долговечности картин, то нефть на холсте не может сохраняться на века, в отличие от красок. Над каждой картиной работают долго — все зависит от вдохновения. Высыхают «нефтяные» краски тоже медленно.
Сейчас у Аймурата Танатова новое увлечение: вдохновившись творчеством известного на весь мир художника Джексона Поллока, начал писать в новой для себя манере. В планах — заняться инсталляциями и скульптурой.
Ольга ЗОЛОТЫХ