Одно из самых необычных мест Маңғыстау, которое находится в северо-восточной части полуострова Түпқараған, вдоль склона величественной горы Унгазы – подземная мечеть Шакпак-Ата.
Храм вырублен в горной меловой скале. Его появление датируют X веком.
Чем ближе подходишь к мечети, тем причудливей она становится, словно большой пористый шоколад, состоящий из тысячи пустот.
Мечеть имеет несколько помещений, в которых вырублены ниши. Естественное освещение – через отверстия вверху, но внутри все равно сумеречно и очень прохладно, что очень хорошо после жаркой степи.
Это сакральное место окружено особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают своими объятиями. Если в местах активного паломничества всегда мирская суета, то здесь – ни души.
Название мечети дано в честь суфия Шакпак-ата (Старец Кремень), который жил здесь со своими учениками. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель. Известно, что суфии, жившие в этой пещере, практиковали лечебную магию, помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. До сих пор сюда идут паломники отовсюду попросить здоровья и не только.
Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки и внутри имеются несколько комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников.
Если смотреть на древнюю мечеть сверху, то можно обратить внимание, что она имеет форму креста. Каждый из концов креста указывает на одну из сторон света.
Основной зал увенчан массивными колоннами, поддерживающими свод. В центральной части свода – световой колодец. В одном крыле устроены михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников.
Стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний, они испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, раскрытых ладоней.
Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности жизни. Необычны наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела, а тут рисунки раскрытой человеческой ладони встречаются в нескольких местах.
Сегодня, посылая близким и родным в письмах рисованные ладошки, мы пытаемся донести теплый привет, вроде бы из рук в руки. В прошлые же века изображение ладони считалось суфийским оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил.
Максат Акмуратов