В конце января ценители искусства и меломаны получили настоящий подарок — концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра областной филармонии им. М. Оскинбаева.
Теплый безветренный субботний вечер порадовал горожан не только отличной погодой, но и запоминающимся культурным мероприятием — для любителей музыкального искусства местной филармонией были подготовлены концерты. Они следовали один за другим и состояли из двух частей. В первом отделении была исполнена Итальянская симфония Феликса Мендельсона, дирижировал которой недавний выпускник московской консерватории Никита Почиталин. Отрадно осознавать, что наш филармонический коллектив пополняется новыми участниками, притом профессионалами достойного уровня.
Что касается самой симфонии, то зрители были приятно удивлены, так как имя Мендельсона обычно связывают со свадебным маршем, который знают буквально все. А вот с остальным творчеством композитора мало кто знаком. Поэтому для многих было открытием мелодичное произведение, в котором автор воплотил впечатления от путешествия по Италии.
После антракта последовала кульминация: слушателей ждал сюрприз — концертный рояль посередине сцены. Он предназначался для пианистки Мадины Мамметкалыевой, выпускницы и ученицы магистратуры столичной консерватории.
Мадина — победительница многих конкурсов, и это неудивительно, потому что ее талант не вызывает сомнений. В нашем концерте девушка исполняла соло не в каком-нибудь заурядном опусе, а — ни много ни мало — в симфонии № 2 Сергея Рахманинова. Эта музыка у всех на слуху, она часто звучит в эфире, используется в фильмах и различных трансляциях. Но на этот раз публика услышала симфонию полностью, и эффект был равнозначен взорвавшейся бомбе. Мощное исполнение потрясло зрительный зал и вызвало бурю восторга.
Колокольный звон, воплощенный в раскатистых переливах клавишей, напоминал грохочущий набат, а партии струнных, смычковых, духовых и ударных инструментов оттеняли звуки рояля, приводя аудиторию в замешательство и немое восхищение. Зритель будто попал в двойное измерение: картинка на сцене двигалась — руки пианистки порхали над клавишами, смычки кружились возле струн, опускались и поднимались жерла флейт, тромбонов и валторн, дирижерская палочка описывала в воздухе замысловатые арабески. А вот зал оцепенел и замер — глаза не мигая смотрели на сцену, никто не мог пошевелиться — «программа зависла», настолько всепоглощающе и захватывающе звучала музыка. Ее можно сравнить разве что с разгулявшимся штормом, шквальным ветром или цунами — настоящая эмоциональная стихия, выраженная нотами. Она похожа на огромную птицу, выпущенную из тесной клетки на свободу, которая размахом крыльев и стремительным полетом сотрясает пространство.
Несмотря на то что этот музыкальный шедевр был создан Сергеем Рахманиновым на стыке веков — в 1900 году, устоять перед его грандиозным звучанием и напором экспрессии не под силу, поэтому успех концерта был предсказуем. Его можно описать несколькими словами: мощь самой симфонии, мастерское и безупречное исполнение. Одним словом — классика, которая поэтому так и называется, что актуальна во все времена.
Дирижировавший во второй части программы Адиль Бестембеков дал небольшую ремарку, что в своем произведении Рахманинов использовал восточные мелодии. На данном факте делали акцент многие исследователи творчества композитора, в том числе казахстанский музыковед Юрий Аравин. И действительно, в музыкальных интерпретациях прослеживается восточный узор, на что раньше многие из нас не обращали внимание. Вот так в одной симфонии соединились и слились воедино запад и восток. А это своего рода смысловая аллегория — общность, согласие и неразрывность двух культур.
Бурные овации, фурор, всеобщее восхищение и восторженные отклики по окончании концерта были вполне закономерны и ожидаемы.
Велика сила искусства, которое способно творить настоящие чудеса, волшебным образом облагораживая человека и возвышая его над мирской суетой и обыденностью. Как говорится, не хлебом единым…
Наталья ШЛЯХОВАЯ