Согласно проекту стратегического плана развития Казахстана до 2025 года, утвержденному Правительством, на данном этапе развития страны для перехода на новую модель экономического роста наши власти решили сконцентрироваться на внедрении основных элементов «четвертой промышленной революции». Это в основном подразумевает повсеместную цифровизацию экономики, включая производство, торговлю и услуги, независимо от форм собственности.
«… Ускорение темпов развития экономики республики и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе», сказано в государственной программе «Цифровой Казахстан», на которую Правительство возлагало очень большие надежды. К тому же основанием для создания данной программы послужило ни много ни мало Послание Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года. Согласно данной программе, в течение 2018–2022 годов в Казахстане должны быть созданы условия для перехода на принципиально новую траекторию развития экономики и для масштабного и долгосрочного роста производительности труда и конкуренто- способности страны.
А как же происходит все на самом деле? Судя по тому как претворяется программа в реальность, были потрачены громадные государственные средства, а экономика как была, так и осталась неконкурентоспособной и глубоко зависимой от экспорта сырья, с очень слабыми долгосрочными темпами роста.
Так, в программе сказано, что «бенефициарами реализации программы станут все население, бизнес и государственные органы Республики Казахстан, так как она затрагивает все сферы жизнедеятельности и нацелена на повышение уровня жизни каждого жителя государства». В реалиях мы видим государственные учреждения, где работают чиновники с телефонными аппаратами, жаждущими «эпохи Ренессанса», и детей в сельской местности, вместе с классным руководителем лазающих по крышам домов и деревьям в поисках сигналов из космоса.
Возможно поэтому и был освобожден Аскар Жумагалиев от должности министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности за то, что он не наладил связь с космосом.
Картину маслом подпортила и недавняя информация в СМИ о задержании вице-министра здравоохранения Олжаса Абишева, который курировал вопросы цифровизации и информационной безопасности. На международном 3rd IOT FORUM KAZAKHSTAN-2019 в рамках заданной темы «Цифровое государство: новая реальность» он сказал следующее: «Мы говорим о безопасности медицинских информданных с точки зрения хранения. Меня многие проверяют: мои коллеги из нацбезопасности, из Министерства цифрови- зации… У нас есть люди, которых мы просим помочь выявить уязвимости, и они тоже нам помогают». Из абракадабры высказанного вице-премьером можно лишь выудить то, что его, скорее всего, больше всего заботила его собственная безопасность, нежели безопасность граждан страны. Но это естественно, ведь, согласно исследованиям Caravan.kz, в период активной рабочей деятельности г-ну Абишеву приходилось очень много путешествовать. Естественно, по рабочим вопросам, в целях укрепления казахстанской системы здравоохранения. И как он сам пишет в социальных сетях, «… все — для дальнейшего развития цифровизации здравоохранения в республике Казахстан, нам нужны сильные стратегические партнеры».
Во второй главе программы с глубоким пониманием говорится о процессе цифровизации, которая затрагивает практически все страны мира, в то же время с акцентом на то, что каждая страна сама определяет приоритеты цифрового развития. А какие же приоритеты у нашей страны? Имеют ли хоть какую-то возможность внести свой вклад в развитие цифровизации страны те «самородки», которые не скрываются «в недрах земли», а имеют ярое желание внести вклад именно в развитие, а не в простой распил бюджетных средств, о котором сейчас не говорит лишь блаженный?
С таким талантом в отрасли цифровизации нам удалось встретиться в Мангистауской области — в регионе, где будущее центра туристического хаба, и где цифровизация необходима так же, как и питьевая вода. А с приходом новых технологий просто отпадет эта проблематичная тема. Но эта тема следующего интервью, когда он еще раз посетит с таким же консультационным визитом наш регион.
Его зовут Мергалиев Надир. Ему 34 года. Родился и воспитывался в простой семье связиста и медика. Присмотритесь и вдумайтесь: связь и медицина… После окончания средней школы поступил в финансово-экономический колледж на отделение налогового дела. Но судьба распорядилась по-своему. Как ни странно звучит, но связь связиста и медика сыграла свою роль, и роль немаловажную. Надир имеет способности к налаживанию коммуникаций между людьми через цифровые технологии, нежели облагать их налогами. А связями земля полнится. Его предприятие так и называется — «Связь без границ».
— Какова основная цель внедрения программы цифровизации в Казахстане?
— Наша основная цель — это решение задач по программе цифровизации регионов страны. В перспективе цифровизация окажет положительное влияние на социальные сферы, так как она нацелена на улучшение качества жизни населения. Такие инициативы не предполагают прямого возврата от инвестиций в краткосрочной перспективе, но они важны для долгосрочного успеха программы и развития страны (например, сферы образования), а также необходимы как основа роли государства (развитие здравоохранения, электронного правительства, «умных городов»). Мы предлагаем широкий спектр услуг по цифровизации городских и сельских населенных пунктов. Это проведение интернета, построение антенно-мачтовых сооружений, видеонаблюдение, внедрение системы «Интеллектуальная транспортная система», платформа «Ситуационный центр».
— А чем отличается ваша связь без границ от связей других? В чем ваша фишка? И какие проблемы с цифровизацией есть у нас?
— Наша фишка — оптимизация технологических решений провайдеров. У наших чиновников отсутствует адекватное изучение международного опыта. На сегодня вопросы цифровизации экономики ставят перед собой многие страны. И многие страны утвердили похожие программы и стратегии, и у наших чиновников было достаточно материала, чтобы в деталях изучить различные подходы. Да и за опытом далеко ходить не надо было, как это делал господин Абишев. Россия утвердила свою программу «Цифровая экономика Российской Федерации» за пять месяцев до нашей, и в ней даже близко нет того, чтобы чиновники непосредственно сами занимались вопросами цифровизации. Если посмотреть их программу, которая полностью соответствует международному опыту, то там главной ролью государства является создание экосистемы, в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан с целью цифровизации экономики. Также правительство должно отвечать за создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, за устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и за недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках. Мы выступаем за покрытие городских и сельских населенных пунктов современными услугами, за обеспечение интернетом государственных учреждений (акимат, школы, больницы, медпункты и др.), а также за доступ к электронным государственным услугам, развитие эквайринговой инфраструктуры (платежные терминалы и банкоматы.) Поймите, что этого хотят простые граждане.
— Можете в двух словах рассказать о ваших проектах?
— С 2018 по 2019 год процесс был реализован и обработан в Бурлинском районе Западно-Казахстанской области. Также после тщательного изучения было предложено строительство трех АМС в сельских округах Акбулак, Кирово и Александровка, где заказчиком выступил акимат. С помощью этих антенных сооружений были достигнуты радиодоступы в 16 населенных пунктов. На данный момент в этих округах к услугам подключены акиматы и все школы. В 2019 году в 25 школах был проработан вопрос по внедрению интеллектуального видеонаблюдения. В 2018–2019 годах в Байтерекском районе Западно-Казастанской области совместно с участником процесса внедрения радиодоступа был обеспечен охват до 60 государственных учреждений данного района. Этот проект был выполнен совместно с «Транстелеком».
На сегодняшний день отработаны четыре района Актюбинской области. Это Хобдинский, Байганинский, Хромтауский районы и район Айтеке-би. В сельском округе Табантау Хромтауского района возводится антенно-мачтовое сооружение высотой 42 метра, где будет гарантированное предоставление связи порядка четыремстам абонентам. В Хобдинском районе проработан вопрос подключения 14 населенных пунктов с помощью радиодоступа и строительства восьми АМС. Передача данных будет осуществляться на скорости не менее 100 Мбит в сек. В районе Айтеке-би охват составляет 12 населенных пунктов с монтажом антенно-мачтовых сооружений.
Необходимо отметить, что во многих населенных пунктах вследствие их отдаленности отсутствует мобильная и стационарная связь, нет доступа к интернету. Выходом в такой ситуации является построение антенно-мачтовых сооружений. Есть также системные показатели, которые скрываются отделами ввиду непонимания в целом механизмов, что может негативно отразиться на развитии регионов. При контроле данных меморандумов регион получает тысячи рабочих мест на период внедрения. Также получает развитие понятие о строительстве хозяйственным способом, которое дает большую экономию. Выделяемые бюджетные средства на существующие услуги при просчете реальной потребности дадут экономию не менее 30%, что обусловлено в областном масштабе несколькими сотнями миллионов тенге. Говоря простым языком, хозяйственный подход на местах приведет к оптимизации бюджетных расходов минимум в два раза.
— А каковы механизмы реализации вашего проекта?
— Как я говорил выше, это построение антенно-мачтовых сооружений, проработка вопроса выделения радиочастот с Агенством информации и связи, передача безхозных АМС, доступ к водонапорным башням для использования их в качестве платформ, разрешение на строительство малых АМС на крышах школ, разрешение на совместную прокладку кабелей связи на опорах операторов связи и энергосистемы.
— Спасибо за уделенное время! Будем надеяться, что власть увидит ваши проек- ты, и в скором времени проблемы связи разрешатся.
P.S. А нам остается лишь добавить к данной беседе обращение временно исполняющего обязанности министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина к Правительству о выделении дополнительных средств на улучшение качества интернета в республике. На заседании Правительства он обратился к премьер-министру с просьбой выделить средства и земли для строительства антенно-мачтовых сооружений для улучшения сигнала интернета. «Такие работы нужны повсеместно. Но у нашей государственной службы имеется всего два передвижных измерительных комплекса, два автомобиля, которые измеряют радиочастотный спектр. Мы сейчас вынуждены эти две машины перевозить по всей территории республики. Но эти комплексы необходимы и для реагирования на жалобы населения. Именно поэтому, Аскар Узакпаевич, в связи с тем, что интернет стал одной из первых необходимостей населения, прошу поддержать инициативу о выделении дополнительных средств для дооснащения передвижными измерительными комплексами и автомобилями, а также носимыми измерительными приборами», — сказал Мусин. Надеемся, что просьба Багдата Мусина будет услышана, ведь с осени система образования (и не только) снова столкнётся с техническими проблемами и «зависающими» порталами.
Имангали ЖУМАНИЯЗ