«У народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, – великое будущее.
Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны».
Н. Назарбаев.
Современные достижения нашего Казахстана, его уровень и мировое признание были бы невозможны без его многогранного прошлого. Статья Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» в полной мере раскрывает этот тезис.
Все мы знаем, что без прошлого нет будущего. Этот вопрос становится особо актуальным, когда дело касается воспитания подрастающего поколения. Как педагог, проработавшая на ниве образования 45 лет, я считаю, что главная задача образования – воспитание настоящих патриотов своей Родины, поколения казахстанцев, которым небезразлична судьба страны, своего народа. И в этом плане статья нашего Президента «Семь граней Великой степи» как нельзя кстати и актуальна. Когда человек гордится своей страной, своим краем, где родился и вырос, когда он отождествляет себя со своей страной, соотечественниками, готов без промедления встать на защиту Отечества в минуты опасности, – это и есть патриотизм. А с чего, собственно, начинается патриотизм, как он формируется в человеке? С самых простых понятий. Помните, как в песне «С чего начинается Родина?»? Так, и патриотизм – как духовный аспект воспитания – начинается с уважения к старшим, с любви к своей семье, гордости за свою историю, культуру и достижения своей Родины. По сути, это и есть основа духовного единства нации. Но это все нужно культивировать, воспитывать в наших чадах с самого раннего детства, на что особо делает акцент в своей статье Нурсултан Абишевич.
Глава государства верно отмечает, чтоподрастающее поколение еще со школьной статьи нужно воспитывать в духе любви, уважения и гордости за историю родной страны, родного края. Это очень важно для потомков, которые, в свою очередь, спустя годы оставят богатейшее достояние страны, не растеряв ни частички его, а только приумножив, своим последующим поколениям. Несомненно, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей – великое будущее. «Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев», – говорится в статье. В этом и суть формирования патриотизма.
Если обратиться к нашему Мангистау, то у него – огромный историко-культурный пласт, который, как ни копни, выявляет новые имена, новые артефакты, новые сведения о своеобразии и самобытности культурных традиций и религии, обычаев, национального характера, ведения хозяйства наших предков. Согласитесь, это – наша с вами история. Мангистау с его богатейшей историей является неотъемлемой частью Великой степи. Все семь пространственно-именных контентов истории, перечисленных Главой государства, имеют непосредственное отношение и к нашему Мангистау – музею под открытым небом, стратегической ветки Великого Шелкового пути, по которой, бороздя пустыню, некогда проходили торговые караваны, соединяя восток с западом. (Собственно, и сегодня в условиях Евроазиатских трансконтинентальных маршрутов современный Мангистау продолжает лучшие традиции Великого Шелкового пути).
Просторы нашего края хранят немало загадок, которые предстоит еще открывать. Мангистау ждет своих исследователей. И как раз-таки в этом направлении одним из аспектов, на что указывает Президент страны, является создание археологического движения среди школьников и студентов, что, бесспорно, способствовало бы формированию интереса к истории родного края. К сожалению, школа археологии у нас отсутствует по элементарной причине – отсутствие кадров и должного финансирования. Помнится, в бытность Союза, широко наблюдался подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого были археологические кружки. Наши дети с удовольствием выезжали в летние археологические лагеря, с большим интересом принимали участие в археологических раскопках, чувствуя причастность к богатейшему историческому наследию родного края. Очень хочется надеяться, что школьное археологическое движение (одно из лучших традиций советской системы воспитания детей) в нашем регионе будет вновь возрождено как часть туристическо-краеведческого направления дополнительного образования. Увеличить и увековечить наше историко-культурное наследие – наша общая задача.