Всем известно, что в мае текущего года Президентом страны озвучен План нации «100 конкретных шагов», состоящий из 5 институциональных программ. По 27-му шагу Плана нации Глава государства поручил дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей.
В целом ясно, что передача решения по гражданско-правовым спорам частным исполнителям на безальтернативной основе значительно снизит нагрузку государственного аппарата. И главной целью внедрения института частных судебных исполнителей в нашей стране является снижение нагрузки аппарата и качественное, своевременное исполнение судебных актов.
На сегодняшний день министерством юстиции в целях реализации 27-го шага проводится ряд мероприятий и планируется поэтапное сокращение службы государственных судебных исполнителей путем развития института частных судебных исполнителей.
В первую очередь разработан и принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усовершенствования и организации исполнительного производства», который вводится в действие с 2016 года. Данный закон направлен на совершенствование законодательства, регулирующего сферу исполнительного производства, передачу судебным исполнителям конкретных механизмов воздействия на должников, повышение эффективности работы в сфере исполнительской службы.
Согласно принятым поправкам предусматривается сохранить в производстве государственных судебных исполнителей исполнительные документы по взысканию с государства или юридических лиц пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале), которые принадлежат государству и вошедшим в долю с ним юридическим лицам, субъектам естественных монополий. Дела, где государство является взыскателем: выселение из квартиры, размещение, разрушение, изъятие земельного участка, взыскания, сумма взысканияпо которым превышает1000 МРП и конфискация имущества.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы частных судебных исполнителей законом предусмотрены сокращения их действий, санкционируемых судом, расширение полномочий их помощников. Если по действующему законодательству помощником частных судебных исполнителей может быть только лицо, имеющее лицензию на деятельность частного судебного исполнителя, то в принятом законе данное требование отменено.
Наряду с этим, предусмотрено финансирование за счет государственного бюджета исполнение документов социальной важности (выплата алиментов, заработная плата). То есть, в связи с объявлением розыска должника по алиментным платам, если у должника есть долги в течение трех месяцев или у него нет стабильной работы, рабочего места, имущества, а на взыскание с зарплаты у должника – средств или имущества, то частному судебному исполнителю предусмотрена оплата за счет бюджета.
Безусловно, изменения, предусмотренные в принятом законе, окажут положительное влияние на своевременное и эффективное исполнение судебных актов.
Сегодня в Мангистауской области осуществляют свою деятельность 17 частных судебных исполнителей. Из них в г. Актау – 14, г. Жанаозен– 1, Мунайлинском и Мангистауском районах – по одному (полная информация о частных судебных исполнителях размещена на сайте www.mng.adilet.gov.kz).
В рамках принятых реформ планируется увеличение количества частных судебных исполнителей, что позволит полностью охватить все городские и районные центры.
Уже сегодня у большинства судебных исполнителей, служащих в структурных подразделениях департамента, имеются на руках лицензии на осуществление деятельности частного судебного исполнителя. Также проходят стажировку 15 кандидатов, имеющих профильное образование.
Если говорить об утвержденных законодательством требованиях, для занятия деятельностью частного судебного исполнения, то частным судебным исполнителем может быть гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, лицензию на занятие деятельностью частного судебного исполнителя, и являющийся членом республиканской палаты.
В законе также предусмотрены некоторые льготы в плане получения лицензии частного судебного исполнителя.
Если ранее на получение лицензии для занятия деятельностью частного судебного исполнителя без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена от сотрудников правоохранительных органов требовался стаж работы не менее 10 лет, то по новому законодательству достаточен 5-летний стаж.
В этой связи, учитывая перспективы, предусмотренные в сфере частного исполнения, призываем граждан с высшим юридическим образованием, желающих служить в данной сфере. Полную информацию можно получить в отделе организации деятельности частных судебных исполнителей департамента юстиции Мангистауской области, по адресу г. Актау, микрорайон 3б, здание 16, кабинет 311, контактный телефон30- 20-14.
Конечно, ожидаемые реформы подвластны времени. Актуальной проблемой на сегодняшний день стал тот факт, что преимущественная часть граждан не обращаются к частным судебным исполнителям, несмотря на то, что прошло довольно немало времени с момента внедрения института частных судебных исполнителей. Здесь хочется отметить, чтобы граждане понимали, что оплата за деятельность частногосудебного исполнителя производится незаявителем, а за счет должника. Источник дохода частных судебных исполнителей формируется из определенной части взымаемой суммы, поэтому предусматривается быстрое и результативное выполнение исполнительного документа. Это в свою очередь приведет к эффективности и оперативности работы.
В этой связи и учитывая будущие реформы, если граждане и представители юридических лиц хотят с взысканием долга еще и сэкономить средстваи время, то советуем обращаться к частным судебным исполнителям.