Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев своим ежегодным Посланием народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее», в том числе обратился и к политическим, и экономическим элитам всего постсоветского пространства. Считаю, что это относится к нашей стране – Азербайджанской Республике.
Для стран, находящихся в непосредственном соседстве с Казахстаном, чрезвычайно важно намерение страны диверсифицировать возможности транспортного сообщения, причем с условием активизации торгово-экономического сотрудничества с соседями. Недавно Государственный таможенный комитет Азербайджана опубликовал статистические данные торгово-экономических операций между Азербайджаном и Казахстаном.
К примеру, из отчета Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики следует, что в Казахстан по итогам 10 месяцев текущего года ввезено азербайджанской продукции на сумму более чем 25 млн. 806 тыс. долларов.
Казахстан по итогам десяти месяцев очутился на девятой позиции в списке основных стран-экспортеров в Азербайджан. В десятку входят также Россия, Турция, Великобритания, Германия, Китай, США, Украина, Италия и Бразилия.
Товарооборот между Азербайджаном и Казахстаном продолжает демонстрировать легкую динамику.
Из Казахстана в Азербайджан отправляются минеральные ресурсы (нефть и газ), химическое сырье, ячмень, табачная продукция, прокат углеродистой стали, электрооборудование. В Казахстан же импортируются нефтепродукты из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции.
В Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил задачу по развитию транспортной инфраструктуры. Это тоже очень важно. Наши страны связывает морское сообщение. На постоянной основе налажено паромное сообщение. Практически ежедневно отправляются через море авиалайнеры.
Насколько я знаю, в Казахстане сегодня разработана и начала реализовываться концепция «New Silk Road». Главным элементом «Нового Шелкового пути» должен стать транспортно-логистический хаб, который будет создан при национальном перевозчике «Казахстан Темир Жолы». Сегодня уже ведутся работы по расширению морского порта Актау в северном направлении. На территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау» завершается создание совместного азербайджано-казахстанского транспортно-логистического центра.
Уверен, что данные объекты должны стать западными воротами Казахстана для выхода в прикаспийский регион и в Европу. Исходя из видения Нурсултана Назарбаева возрождение Шелкового пути, позволит Казахстану стать мостом между Европой и Азией.
Отдельным направлением по развитию индустриальной инфраструктуры выделена инфраструктура для туризма. Я считаю, что это правильное направление, так как главным ее преимуществом является возможность создания большего числа рабочих мест. Здесь создание одного рабочего места обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности.
В Мангистау есть все предпосылки для развития пляжного туризма. Насколько я знаю, Мангистауская область согласно планам Правительства Казахстана войдет в западно-казахстанский туристский кластер «Каспийская Ривьера», где «сердцем» определен будущий международный курорт «Кендерли». Думаю, что и азербайджанские туристы с удовольствием смогут приезжать на противоположное побережье Каспия на отдых.
Новая экономическая политика «Нұрлы Жол» – это новый этап в поступательном развитии Казахстана.
Рашад МАММАДОВ,
Генеральный консул Генерального консульства
Азербайджанской Республики в Актау