Аким Мангистауской области Ералы Тугжанов в студии областного телеканала «Mańǵystaý» принял участие в программе «Час акима». В прямом эфире аким области подвел итоги социально-экономического развития региона и ответил на вопросы телезрителей. Трансляция программы велась в социальных сетях и на сайте телеканала, а для приема вопросов граждан работал специальный сall-центр.
Ералы Тугжанов рассказал как в области реализовываются поставленные в Послании Главой государства задачи и о перспективах дальнейшего развития региона. На что могут рассчитывать мангистаусцы в жилищном вопросе, как решаются вопросы дорог, водоснабжения, трехсменного обучения в школах? На эти и многие другие вопросы аким области отвечал больше часа. Жители региона проявили высокую активность. Ответы на вопросы, прозвучавшие в эфире, сегодня публикуются для читателей газеты «Огни Мангистау».
- Уважаемый Ералы Лукпанович! Совсем недавно написана Президентом страны статья «Семь граней Великой степи», которая вызвала бурное обсуждение не только у нас в стране, но далеко и за ее пределами. Ваше мнение об этой статье?
- Изначально Глава нашего государства поставил во главу угла экономику страны. И в этом аспекте «Семь граней Великой степи» является перспективным продолжением программной статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». За эти годы прошли грандиозные экономические преобразования в стране, приток больших инвестиций позволил поднять экономику республики на невиданный уровень. Все это происходит благодаря мудрой политике нашего Президента Н.А.Назарбаева. И вхождение в 30 развитых стран мира зиждется именно на экономических реформах, которые позволили улучшить благосостояние народа Казахстана. Также свою лепту внесли и конституционные изменения. Весь этот потенциал для будущего нашей страны невозможно использовать без почитания наших традиций и памяти наследия наших предков. И неспроста из-под пера нашего Первого Президента вышла такая монументальная статья, в которой даны все направления для дальнейшей работы, начатые в программе «Рухани жангыру». И в этом контексте нам необходимо глубже и шире вести работу, в первую очередь, в нашей стране, а затем и за рубежом, по ознакомлению с историей нашего края, плато Устюрт.
Здесь было пришествие народов – семи народов. С таким сакральным числом. Мы видим лишь верхнюю оболочку, а что под ней скрыто под семью печатями? И мы обязаны докопаться, в буквальном смысле, до сути истины. Эту работу мы будем проводить планомерно и целенаправленно, начиная с молодежи, детей и подростков. Ознакомление должно проводиться в вузах и школах, детских домах и садиках. Оно должно носить не одноразовый характер. Многие приезжие, да мы и сами, возьмем, к примеру, Бозжыра и Бекет-ата., знаем лишь поверхностно.
Около 19 подземных мечетей находятся в мангистауской земле. В какие века они были заложены? Какие они хранят тайны? На эти вопросы мы до сих пор не нашли ответов. По предварительным изучениям история подземных мечетей берет свое начало примерно с V века. В таком случае мы должны задастся вопросом о связи нашего настоящего с тем, прошлым. Видите, как глубоки наши корни? Взять тот же Отпан-тау, собравшего в свое время вокруг великого огня множество народов и народностей. Я верю в то, что в будущем, мы, возродив историю нашего края, превратим его в культурно-исторический центр, который объединит под своею «крышей» многие народы, живущие с нами бок о бок. И, перечитывая снова и снова «Семь граней Великой степи», приходишь к мысли, что эти 7 граней сверкают тут, на нашей священной мангистауской земле.
Началом возрождения культуры нашего края можно считать прокладку скальной тропы протяженностью полтора километра и высотой 12 метров, накануне проведения, прогремевшего на весь мир, большого политического мероприятия – саммита глав пяти прикаспийских государств с участием Нурсултана Назарбаева. В этой кропотливой, но такой нужной для нас с вами работе, для наследия подрастающему поколению, приняли участие и наши земляки. У меня до сих пор перед глазами стоят наши самые активные граждане, которым перевалило за 60 и 70 лет. И они приняли свое непосредственное участие в прокладке этой тропы. Так что тут заслуга не только моя, местной власти. Это заслуга всего народа. Сам Всевышний дал нам этот архитектурный дар, и грех не воспользоваться такой красотой.
Мы заложили будущее для развития туризма в нашем крае. Именно здесь была заложена, благодаря миролюбивой политике нашего Президента, его неперерекаемому авторитету, опорная точка определения статуса Каспийского моря, от которой начнется новая эра история нашей страны. И тут, бесспорно, возрос геополитический авторитет нашего края.
– В регионе проводится большая работа по социально-экономическим преобразованиям края. Расскажите пожалуйста, в каком направлении мы двигаемся, что еще предстоит сделать для благосостояния наших жителей?
– На сегодняшний день у нас хорошие показатели относительно занятости населения. В течение года удалось выйти на показатели в 32 тысячи человек, из запланированных 26 тысяч. По жилищному строительству в реальности к концу года мы выйдем на показетль в один миллион квадратных метров жилья. Это впервые в истории региона!
Восьми процентные показатели привлечение инвестиций – это тоже нелегкий труд. Производственные показатели если в 2017 году составляли 96,6%, то к концу текущего года мы довели до 100,1%. Есть перспективы увеличения производственных показателей.
В регионе реализуются проекты среди крупных предприятий, а если по-конкретнее, то нефтедобывающих «Маерск», «Бузачи Оперейтинг», «Каракудукмунай». Ведутся определенные работы по пролонгированию контрактов на недропользование. Этот вопрос был поднят мной при встрече с Елбасы.
Большая работа проделана в отношении поддержки малого и среднего предпринимательства. Сегодня в области ведется кредитование по программе «Нур капитал» под 1 процент годовых. Подчеркну, что эта программа работает только в Мангистауской области. Благодаря данной программе мы обеспечиваем поддержку тем людям, которые начинают заниматься предпринимательской деятельностью. Реальную поддержку оказываем через государственную программу «Дорожная карта бизнеса-2020» тем предпринимателям, которые уже встали на ноги, предоставляя кредит под 6% годовых.
– Добрый вечер, Ералы Лукпанович! Я с рождения живу в Бейнеу. Хотела по программе «7-20-25» приобрести квартиру в городе. По телевидению мы видим какая идет грандиозная стройка в Актау. Какие есть возможности в этом направлении?
– Благодарю вас за вопрос, который на данный момент является одним из насущных. В рамках рыночной экономики предоставление жилья за счет бюджета не предусмотрено. Как известно, в марте текущего года Глава государства выступил с пятью социальными инициативами. В качестве одной из инициатив Главой государства было предложено «предоставить каждой семье новые возможности получения жилья». В мае текущего года Национальным банком утверждена программа ипотечного жилищного кредитования «7-20-25». В рамках этой программы по республике максимальный объем кредитов для заемщиков 4 городов, в том числе и г. Актау, составит 25 млн. тенге. В настоящее время банками 2-го уровня выданы кредиты по 231 заявке. Из них поступили: 44 заявки – со стороны молодых семей, 89 – от работников бюджетной сферы, 98 – от жителей, занятых в других отраслях экономики. По исполнению данной программе Мангистауская область занимает 3 место в республике, и до конца года мы планируем довести кредитование до 500 заявок.
Также в наших планах еще более облегчить данное кредитование через СПК «Каспий». Этот проект в данный момент прорабатывается, и как только он будет запущен в дело, мы сообщим об этом населению. Так что вам, в полной мере, предоставлена возможность приобрести жилье через банки второго уровня, например, Форте банк и Банк Центркредит, с которыми у нас подписано соглашение. Спасибо!
– Добрый вечер! Я живу в городе, и в доме, где я проживаю, живут пенсионеры и инвалиды. Мы испытываем трудности с общественным транспортом, так как рядом с нашим домом отсутствует автобусный маршрут. Помогите нам.
– Поставленный вами вопрос является одним из актуальных. Я надеюсь, что вы в курсе, что вопрос об обеспечении населения города, и не только, общественным транспортом, всегда стоит на повестке дня. Путь решения этого вопроса один – это закуп новых автобусов для нашего города. В этом направлении нами проделана большая работа. Так с компанией «БРК-лизинг» подписано соглашение об обеспечении общественным городским транспортом в количестве 50 автобусов в срок – до конца текущего года. Это решит проблему передвижения граждан не только в черте города, но и обеспечит автомобильную связь между городами Актау и Жанаозен.
Так, в рамках этого соглашения нами было приобретено 5 новых электробусов. Сейчас появился новый маршрут между городом и аэропортом.
Такого типа транспортные средства завтра будут задействованы на городских и межгородских маршрутах. Они оснащены современным оборудованием, снабжены средствами «безбаръерной среды» для инвалидов, а билетирование будет осуществляться в электронном виде.
Ваш вопрос услышал и аким города, и начальник транспортного отдела, в связи с этим считайте, что ваша просьба взята на контроль.
– Добрый вечер, Ералы Лукпанович! Я житель города Актау. С 2007 года стою на очереди за земельным участком под ИЖС. Решится ли мой вопрос?
– В Казахстане лишь в одном городе, в Актау, остро стоит вопрос о выделении земельных участков под ИЖС, так как в черте города участков под жилищное строительство нет и, не было предусмотрено ранее. Вместе с тем, нами запланировано выделение земельных участков под ИЖС на территории общей площадью 850 га, расположенной между Актау и селом Акшукур. Когда завершатся все подготовительные работы, мы начнем выделять участки на данной территории. Все проектные работы, которыми сейчас занимается областное управление архитектуры и градостроительства, закончатся к марту будущего года, и тогда мы вернемся к вашему вопросу. Спасибо!
Видео вопрос
-Уважаемый Ералы Лукпанович! Меня зовут Казыбек Каракулов. Четыре года назад началось строительство автодороги Шетпе – Кызан. Когда оно завершится?
– В прошлом году на встрече с жителями сел Шетпе и Акшымырау я обещал им, что возьму под контроль завершение дорожно-строительных работ. Находящиеся со мной вместе, в той рабочей поездке по региону, воочию убедились в сложности и неприглядности автодороги той местности, протяженностью 35 км. Согласно моим обещаниям, дорожно-строительные работы, которые отстали по своим показателям, после прохождения соответствующих процедур, получили свое продолжение. Определен подрядчик, который в этом году завершит работу на участке протяженностью 5 км, а также на расстоянии в 10 км будет проведена подготовительная работа полотна под его асфальтирование. И в будущем году мы полностью завершим работы на этой трассе.
Хочу добавить, что также идет работа по автодороге, ведущей в Тущыкудук, протяженностью 29 км, которая завершится в этом году. В этой связи, я призываю всех неравнодушных граждан, принимать активное участие в контроле за качеством дорожно-строительных работ. Вместе мы построим качественные и достойные дороги. Спасибо!
– Если вы не будете против, я бы хотела продолжить вопрос о земельных участках. Речь пойдет в отношении участков, выделяемых для бизнес целей, то есть для предпринимателей.
– Этот вопрос носит систематический характер, многие наши предприимчивые граждане были даже против земельных реформ. И вообще, земельный спор существует у нашего народа издавна, и не дает покоя, можно сказать, на уровне генетической памяти. Как вы знаете, Глава государства на расширенном заседании Правительства дал поручение вернуть государству неиспользуемые земли. В этой связи профильными государственными органами была активизирована работа по выявлению и изъятию у собственников и землепользователей неиспользуемых земельных участков, а также земельных участков, используемых не по целевому назначению или с различными нарушениями законодательства. Изъятые участки передаются в собственность или в аренду только путем проведения открытых аукционов. Предприниматели, имеющие возможности могут участвовать в аукционах, а в сельской местности – брать землю в аренду. Все прозрачно и справедливо. В связи с этим, разговоры о всяких махинациях с земельными участками отпадут сами собой. Тут надо отметить тот момент, что посредством проведения аукционов пополнится и бюджет. К примеру, в этом году от проведения аукционных торгов в местный бюджет поступило около 1 млрд. 800 млн. тенге.
– Как реализуется проект по прокладке водопровода в селах Акшукур и Сайын Шапагатов?
– В обеспечении питьевой водой села Акшукур смета утверждена, ее сумма составляет 580 млн. тенге, и в этом году освоено лишь 100 млн. тенге, а в следующем, 2019 году, все работы по прокладке водопровода завершатся.
По водоводу села Сайын Шапагатов также смета утверждена стоимостью около 700 млн. тенге, и также ввиду неосвоения средств, работы закончатся в следующем году. Пользуясь предоставленным эфиром, я обращаюсь к жителям этих сел, чтобы они поняли, что многие дома были застроены без надлежащей инфраструктуры, элементарно без подвода электричества и воды. Я также при встрече с жителями этих сел на месте ответил на все поставленные вопросы, а решение по данному вопросу вы услышали сейчас. Спасибо!
– В регионе существует проблема набора в детские сады детей, которым не исполнилось 3 года. Как решается этот вопрос?
– Все познается в сравнении. Речь идет о детях в возрасте от 3 до 6 лет. С 86% прошлого и до конца текущего года мы довели охват дошкольным воспитанием и обучением дем до 97%. На следующий год уровень обеспеченности достигнет 100%. Только после этого, мы займемся детьми, не достигшими трехлетнего возраста. Если сказать открыто, то это непростой вопрос, и одним лишь нашим желанием он вмиг не решится. Застройка детских садиков имеет свои трудности. Потому мы сейчас ведем работу по размещению детсадов на первых этажах новых жилых комплексов.
Опять же затрону тему сравнения. Мы недавно в рамках рабочей поездки посетили Узбекистан. В Хорезмской области этой республики уровень обеспечения детскими садами детей в возрасте 3-6 лет составляет всего лишь 24%, а трудозанятое население получает заработную плату в размере около 35 долларов в месяц. Так что, всему свое время.
– Здравствуйте, Ералы Лукпанович! Меня зовут Алия. Мой муж работает в порту Курык. Как отразится дальнейшее развитие порта на экономике нашей области и повышении благосостояния мангистаусцев? Спасибо!
– Я благодарю вас за такой важный вопрос! Мы ставим во главе экономический блок, и ментально, психологически надеемся на сероводородное сырье, благодаря которому сейчас выдаем 24% от общегь объема нефтедобычи по республике. Но любое сырье, в том числе и нефть, имеют место заканчиваться. Поэтому мы ищем новые точки опоры для поддержки экономики области. В этом вопросе важным звеном выступает транспортная логистика.
Благодаря дальновидной политике Президента сегодня построена железная дорога от порта Курык до Китая. И сегодня паромный комплекс в порту Курык является важным звеном транспортно-логистической системы Транскаспийского международного транспортного маршрута. Порт придает мощный импульс развитию логистико-транзитного потенциала Казахстана и способствует реализации проекта «Новый Шелковый путь». Удобное географическое расположение порта позволяет снизить сроки и стоимость транспортировки грузов, что увеличивает экспортные потоки через Каспийское море на 30%. Действующая инфраструктура порта представлена железнодорожным и автомобильным причалами с одновременным обслуживанием двух паромов. Имеется подходной канал, западный и восточный мол, волнорезы. Сооружены здания диспетчерской службы, морского вокзала, пункта таможенного оформления, административно-бытовой комплекс, гостиница и столовая. Пропускная способность железнодорожного причала составялет 4,8 млн. тонн грузов в год. Среднее время полного цикла обработки парома: одноярусного – 6-8 часов; двухярусного – 10-12 часов, что позволяет обрабатывать до 5 паромов в сутки. Автомобильный причал позволяет обработать 1,2 млн. тонн грузов в год. Среднее время полного цикла обработки парома 14-16 часов, что позволяет загружать до трех паромов в сутки. В настоящее время через паромный комплекс Курык отправляются на экспорт казахстанское зерно, уголь, нефтепродукты, удобрение, химикаты, а также транзитные грузы, следующие из Китая, Кыргызстана и Узбекистана. За 10 месяцев коммерческой эксплуатации в текущем году объем перевалки грузов составил 1 млн. 361 тыс. тонн при 372 судозаходах.
Всего на 2018 год запланирована 1 080 судозаходов и отгрузка 4 млн. тонн грузов, из которых 3 млн. 400 тонн (85%) приходится на железнодорожную переправу и 600 тыс. тонн (15%) – на автомобильную. При уровне доходов 5 млн. 181 тыс. тенге и уровне расходов 3 млн. 995 тыс. тенге на текущий год запланирована прибыль в размере 1 млрд. 186 млн. тенге. Таким образом, до 2020 года запланировано увеличение грузопотока и безубыточная деятельность порта.
На сегодняшний день портом Курык заключено порядка 15 меморандумов и соглашений на долгосрочную перспективу. Естественно, что все эти показатели положительно отразятся и на экономике области, и на повышении благосостояния мангистаусцев. Спасибо!
– До сих пор многих жителей волнует вопрос о тарифах на электроэнергию, газ. Что вы скажете по этому поводу?
– Об этом нужно говорить постоянно, об этом я говорил и Главе государства пр личной встрече. После выхода в свет Послания Президента народу Казахстана все руководители предприятий были озадачены программой по снижению тарифов. На данный момент можно с полной уверенностью сказать, что в городе тарифы по транспортировке электроэнергии снижены на 26%, тарифы на газ – снижены на 8%.
Также при встрече с жителями населенных пунктов Приозерный и Умирзак выяснилось, что на одной линии электропередачи «сидят» два предприятия. Через сокращение таких «лишних» компаний нам удалось снизить тариф на 17%.
По МРЭКу также проводится аналитическая работа. Там существует проблема оплаты труда, ставился даже вопрос о сокращении штата сотрудников на 50%. Мы такого допустить не можем. Потому нам необходимо найти ту золотую середину, которая удовлетворила бы и поставщиков, и потребителей. Что касается тарифов по МРЭКу, то они тоже будут снижены.
– Добрый вечер! Я звоню из Мангистауского района. Нас беспокоит экологическое состояние села Шетпе, где рядом находится действующий карьер.
– Спасибо за вопрос! С учетом поступивших жалоб от населения, месяц назад по моему поручению была создана специальная рабочая группа. В составе журналистов, блогеров и специалистов из компетентных органов она провела рейдовые мероприятия. В этом зале сидят такие люди, как Киикбай Жакыпулы, Римма Утесбаева, которые участвовали в этом рейде. На самом деле, среди предприятий по производству щебня выявлены нарушения требований экологического законодательства. В отношении них ответственными учреждениями были приняты меры и даны поручения по установке водогрейного котла на камнедробилке. Также были выявлены нарушения экологических норм на большегрузных автомашинах. В отношении руководителей предприятий были применены административные меры. И в дальнейшем мы будем постоянно следить за экологической обстановкой села Шетпе, за строгим соблюдением экологических требований и обязательств, указанных в контрактах на недропользование производственными предприятиями-недропользователями.
Я и сам в скором времени буду у вас в Шетпе, и там мы встретимся с вами. Но я думаю, что к моему приезду все станет на свои места. Так что поводов для беспокойства нет.
– Ералы Лукпанович, на территории области часто происходят столкновения автотранспорта и крупного рогатого скота на автотрассах, что против этого нужно делать?
– Во-первых, у нас во всех районах и городах есть «правила содержания животных», утвержденные решением областного маслихата. Согласно требованиям этих правил, не допускается безнадзорность животных, находящихся в собственности владельцев скота. Во-вторых, сейчас во многих районах в результате консультаций с населением мы предлагаем наносить на домашних животных светоотражающую полосу (лента) в ночное время. Кроме того, основной причиной таких событий является превышение скорости и невнимательность водителей. В настоящее время в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий просьба к владельцам скота на животных наносить светоотражающие ленты, водителей призываю соблюдать скоростной режим, быть бдительными в ночное время.
– Планируется ли постройка в городе Жанаозен микрорайоне Рахат здания почты, а также дома культуры?
– Недавно был проведен конкурс, определены победители, заключены договора с акиматом города. Стоимость проекта 563,4 млн. тенге. На 2019 год направлена бюджетная заявка по выделению средств. После положительного решения вопроса, строительство данного объекта начнется в следующем году, и по плану до конца года он будет введен в эксплуатацию на благо населения. Проблема библиотеки также рассмотрена в данном проекте, общая площадь которой составляет 17 квадратных метров. Также в планах решение проблемы с ветхим жильем.
– В нашей области процент рождаемости стоит на высоком уровне. В этой связи особое внимание уделяется здоровому образу жизни матери и ребенка. Вчера открылся новый современный перинатальный центр. Какова его оснащенность, обеспеченность специалистами?
– Отрадно отметить, что в новом перинатальном центре с 4 по 30 ноября родилось около 700 детей. В центре предусмотрено 250 койко-мест для беременных, рожениц и родильниц, новорожденных. Здесь работают около 500 высокоспециализированных медицинских работников. Более 70% врачей имеют высшую категорию. В структуре центра 12 лечебно-диагностических отделений, 4 операционных блока. Теперь здесь можно проводить более 3000 операций. Центр полностью оснащен компьютерной техникой, все отделения подключены к единой сети, оснащены медицинской информационной системой.
– В этом году вы вместе с рабочей делегацией были в Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Туркменистане. Каковы результаты этих поездок?
– Действительно, с начала года мы посетили несколько стран с рабочим визитом. Так в рамках визита в Объединенные Арабские Эмираты авиакомпания «FlyDubai» намерена открыть рейс Актау – Абу-Даби. На сегодняшний день комитетом гражданской авиации получено соответствующее разрешение на выполнение полетов по маршруту Актау – Дубай.
В мае 2018 года между акиматом Мангистауской области и авиакомпанией «FlyDubai» был подписан меморандум о взаимопонимании. Международный аэропорт Актау полностью готов к приему и обслуживанию самолетов Объединенных Арабских Эмиратов, следующих в направлении Актау – Дубай.
В настоящее время ведутся переговоры по открытию авиарейса Дубай – Актау – Дубай, а также работы по изучению авиарынка со стороны авиакомпании» «FlyDubai».
Из Узбекистана с 21 по 23 сентября в нашей области побывали 150 туристов из Хорезма. В настоящее время отрабатывается вопрос открытия консульства Узбекистана в г. Актау.
Открытие автомобильной трассы Бейнеу – Акжигит будет способствовать увеличению импорта – экспорта и притока туристов между двумя странами.
P.S.: В течение часа помимо вопросов, озвученных жителями региона в прямом эфире, в call-центр поступило 180 обращений, из них 67 по электронной почте. Вопросы касались медицины, образования, коммунальной службы. Все вопросы записаны и переданы в соответствующие инстанции.
По итогам прямого эфира аким области заверил всех жителей, что на все поступившие вопросы будут даны исчерпывающие ответы, а исполнение будет взято под контроль.
Глава региона также сообщил, что во всех акиматах в скором времени начнут работать пресс-службы, и ответы на письма граждан будут даваться в самые кратчайшие сроки.