Развитие береговой инфраструктуры в селе Курык – составляющая долгосрочной Стратегии территориального развития области. Как известно, в рамках государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря и генерального плана развития береговой инфраструктуры на побережье залива Александра Бековича-Черкасского планируется реализовать ряд инвестиционных проектов. О том, что это за проекты и как они будут реализовываться рассказал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев, выступая перед депутатами областного маслихата.
Начнем с того, что существующий причал Курык был построен в 60-х годах прошлого века как временное сооружение для приема груза и оборудования. Естественно, что создание здесь современной инфраструктуры требует значительных инвестиций. В настоящее время в этом районе эксплуатируется Каспийская верфь по сооружению морских металлоконструкций мощностью 20 тысяч тонн в год и база снабжения «Ерсай».
Для осуществления нового маршрута выхода на внешний рынок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов через порт Курык, формирования береговой производственной инфраструктуры казахстанского сектора Каспийского моря, реализации промышленной интеграции нефтепереработки, нефтехимической и смежных с нею отраслей промышленности возникает необходимость развития порта Курык и прилегающих к нему территорий в рамках проекта «Морпорт Курык».
Развитие порта Курык предполагает создание основных элементов производственной инфраструктуры – это строительство портовой инфраструктуры, судостроительного/судоремонтного завода, паромного комплекса и т.д. Планируется также строительство железнодорожной ветки Ералиево – Курык протяженностью 14,4 км.
Строить и ремонтировать суда
Как отметил аким области, выступая перед депутатами, в конце 2014 – начале 2015 года в порту Курык начнется строительство судостроительного/судоремонтного завода.
Алик Серикович пояснил, что технико-экономическое обоснование уже завершено и получило положительное заключение госэкспертизы. В ближайшее время начнется разработка проектно-сметной документации.
На данном производстве планируется строить и ремонтировать суда для национального нефтегазового холдинга АО «КазМунайГаз».
Стоимость соответствующих ремонтных работ, которые будут производиться в Курыке, по проектам нацкомпании, составят 42,6 млрд. тенге.
На заводе планируется ремонтировать суда различных типов и назначений – класс С (танкера типа «Астана»), класс А (буксиры типа «Тобол» и класс В (буксиры ледового класса типа «Мангыстау-1»), а также выполнять их техническое обслуживание.
В год предполагается обслуживать от 70 до 80 единиц в год, а также строить суда водоизмещением до 15 тысяч тонн (танкеры, сухогрузы), суда флота поддержки морских операций дедвейтом до 4500 тонн (баржи, вспомогательные суда).
Общее число занятых в период строительства завода составит около 500 человек, в период эксплуатации на предприятии будут работать до 600 работников.
В рамках проекта планируется построить волнолом, достроечный причал, синхролифт. Будут также сооружены офисы, производственно-энергетический блок. На заводе разместятся цеха по сборке корпусов судов, производства по выпуску конструкций и крупных блоков, а также трубный, электромеханический и достроечный цеха.
Проект реализуется АО «НК «КазМунайГаз» совместно с итальянской компанией «Эни». Соглашение о сотрудничестве между двумя компаниями было подписано 5 ноября 2009 года. Управление проектом осуществляет ТОО «Дирекция строящихся предприятий КМГ» – 100% дочерняя организация АО «НК «КазМунайГаз».
Разработку ТЭО и проектно-сметной документации финансирует компания «Эни», она же будет участвовать в организации финансирования строительства. Проектирование будет осуществляться с участием казахстанских проектных организаций, выбор исполнителей завершится к декабрю текущего года.
Паромный комплекс
Кроме того, Алик Айдарбаев сообщил, что на побережье залива А. Бековича-Черкасского в селе Курык Каракиянского района запланировано и строительство паромного комплекса.
Цель реализации данного проекта – создание инфраструктуры для обеспечения полноценного грузопотока и благоприятных условий для оперирования паромными судами и организация импорта из соседних прикаспийских государств необходимых грузов, таких как товары народного потребления, оборудование, строительные материалы и т.д.
Как ранее сообщалось, стоимость проекта составляет 115 млн. долларов США.
В целях создания перевалочного пункта для паромных перевозок компанией АО «НМСК «КазМорТрансФлот» разработало технико-экономическое обоснование строительства железнодорожно-паромного комплекса в порту Курык.
Преимуществами береговой полосы близ села Курык является благоприятные климатические условия (бухта не замерзает, благоприятная роза ветров, достаточная глубина), удаленность от города, возможность расширения производственных мощностей, наличие свободной территории для строительства, широкий спектр отгрузки различной продукции, в том числе и опасных грузов.
По информации областного акимата, планируется, что координатором проекта выступят акимат Мангистауской области и АО «НК «Казахстан Темiр Жолы».
По базовым прогнозам общий объем потенциального грузопотока в год составит 1249,47 тыс. тонн.
Железнодорожная магистраль
Как отметил аким области, технико-экономическое обоснование проекта по строительству железнодорожной ветки Ералиево – Курык уже готово.
Сооружение этой железнодорожной линии экономически связано с реализацией развития морского транспорта и морского порта Курык. Реализация этого проекта должна обеспечить пропуск грузопотока казахстанской нефти на внешние рынки.
Ожидается, что на первом этапе это будут грузы, необходимые для строительства порта Курык, а в будущем – для обеспечения морских нефтяных операций и, конечно же, каспийская нефть.
Предполагается, что железнодорожная линия Ералиево – Курык будет задействована в проекте «Баку – Тбилиси – Джейхан», поставке нефти с Тенгизского месторождения в Иран, а также других проектах нефтегазовой отрасли.