Министерство информации и коммуникаций будет реагировать на все жалобы казахстанцев на сотовую связь, пообещал глава ведомства Даурен Абаев.
Отчетная встреча перед населением министра информации и коммуникаций Даурена Абаева прошла впервые с момента создания этого ведомства. Прежде чем ответить на вопросы граждан, глава ведомства рассказал об основных результатах работы министерства и задачах в сфере информации, информационно-коммуникационных технологий и оказания государственных услуг.
Министр отметил, что МИК проводит работу по обеспечению права населения на получение оперативной и достоверной информации о проводимых в стране реформах, исчерпывающих разъяснений уполномоченных органов по резонансным инцидентам и ситуациям. С этой целью были усовершенствованы конкретные процедуры и приняты специальные правила. Выстроена единая и целостная система медиапланирования, пересмотрены подходы к реализации государственного информационного заказа.
– Теперь в принятии решений о его распределении участвуют представители общественных организаций, используется балльная система оценки СМИ в зависимости от качественных параметров. Эти меры повысят прозрачность процедуры и в целом окажут благоприятное влияние на конкурентоспособность отечественных СМИ, – отметил Даурен Абаев.
Важный проект министерства в рамках работы по совершенствованию правового поля в сфере информации и коммуникаций – разработка большого пакета изменений и дополнений в действующие законодательные акты по этим вопросам. Работа над документом велась с беспрецедентной открытостью, в его обсуждении принимали участие представители гражданского сектора, журналисты, игроки медийного рынка, эксперты. Законопроект, 31 мая поступивший на рассмотрение в Парламент, содержит более 200 поправок в четыре кодекса и 12 законов.
Как подчеркнул министр, поправки, внесенные в законопроект, затрагивают непосредственно каждого казахстанца. Например, есть нормы, направленные на защиту несовершеннолетних в информационном пространстве, предлагается, чтобы операторы связи предоставляли в образовательные учреждения адаптированный для детей контент. Есть предложение запретить публиковать личные данные, фото- и видеоматериалы о детях, пострадавших в результате насильственных действий, а также ограничить использование изображений и персональных данных детей без согласия самого ребенка, родителей или законных представителей.
Это то, что заложено в новый законопроект. Вместе с тем конкретные меры по защите детей от вредоносной информации министерство принимает уже сейчас.
– Мы с операторами связи прорабатываем вопрос фильтрации Интернета. В первую очередь это внедрение так называемого детского пакета доступа, который будет формироваться на основе «белого списка» сайтов, включающего необходимый для образовательных и развлекательных нужд ребенка набор безопасных интернет-сервисов. Планируется, что данная услуга будет доступна до конца текущего года, – рассказал Даурен Абаев.
В целом работа по противодействию распространению противоправного контента в Сети ведется МИК на постоянной основе. По итогам 2016 года ограничен доступ к 31 тыс. материалов, которые содержат пропаганду терроризма, религиозного экстремизма, порнографии, культа жестокости, насилия и суицида. Приняты меры по пресечению деятельности групп и сообществ суицидальной направленности. А на официальном сайте Министерства информации и коммуникаций создан раздел, где любой пользователь анонимно может оставить сведения об обнаруженном материале или ресурсе, который он считает подозрительным. Как подчеркнул глава ведомства, данные обязательно будут проверены.
Важная функция министерства – обеспечение самых широких слоев населения качественными услугами связи и доступом к Интернету. По предоставленным министром данным, в результате создания современной телекоммуникационной инфраструктуры количество интернет-пользователей в 2016 году составило 77%. Услугами сотовой связи стандарта 2G в Казахстане охвачено 96% населения, 3G – 87% и 4G – 69% казахстанцев. Как подчеркнул Даурен Абаев, к концу нынешнего года сотовая связь четвертого поколения появится в 51 районном центре страны.
Причем МИК занимается не только расширением охвата сотовой связью – министерство будет следить и за качеством предоставляемых услуг.
– До конца года планируется запуск на сайте министерства сервиса «Народный контроль качества сотовой связи», который даст возможность населению отправлять отзывы о различных проблемах и сбоях в работе сотовой связи. В свою очередь, мы будем реагировать на каждые отзыв и жалобу, принимать соответствующие меры, – пообещал глава МИК.
В области развития государственных услуг министерством проводится планомерная работа по максимальной оптимизации процессов, сокращению сроков и перечня документов для оказания госуслуг и переводу их в онлайн-формат. Как рассказал министр, сегодня пользователями портала электронного правительства являются более 6 млн человек, которым уже оказано порядка 180 млн электронных услуг. Более 80 различных услуг и сервисов граждане могут получать через мобильное приложение электронного правительства – таким способом уже оказано более 8 млн услуг.
Еще одним каналом получения госуслуг является госкорпорация «Правительство для граждан», подчеркнул Даурен Абаев. По его словам, с момента создания она поступательно реализует миссию по обеспечению социального комфорта граждан, предоставляет 548 госуслуг по принципу «одного окна». Единая структура госкорпорации объединяет порядка 350 фронт-офисов по всей стране, в которых работают более 20 тыс. сотрудников, ежегодно оказывая порядка 37 млн услуг.
– Правительство для граждан внедряет новые подходы и инструменты, нацеленные на повышение клиентоориентированности. Приведу примеры. Для удобства работающих граждан в мегаполисах запущены ЦОНы с графиком работы до полуночи. С начала года работают такие сервисы, как SMS-уведомления о готовности документа, Telegram-бот, доставка готовых документов на дом, получение справок на портале электронного правительства без привязки к ЭЦП, – проинформировал министр.
Госкорпорация уделяет большое внимание безбарьерной среде и обеспечению комфорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, в нынешнем году запущен сервис «Онлайн-сурдоперевод». Во фронт-офисах установлены пандусы и кнопки вызова для людей с ограниченными возможностями, информационные таблички с текстом Брайля и тактильные дорожки для слабовидящих. Инвалиды первой и второй группы могут получить услуги, не выходя из дома, обратившись по номеру 1414. На разных позициях в ГК работают 462 человека с ограниченными возможностями, и работа по трудоустройству инвалидов будет продолжена.
На сегодня уровень цифровой грамотности казахстанцев составляет более 76%. Даурен Абаев озвучил и перспективные прогнозы министерства в этом направлении: до 2021 года цифровым навыкам будут обучены около миллиона человек, планируется подготовить около 100 тыс. IT-специалистов.
– По поручению Главы государства, озвученному в Послании народу, министерство разрабатывает новую госпрограмму «Цифровой Казахстан». Она будет решать задачи по четырем ключевым направлениям: развитие ИКТ-инфраструктуры, подготовка квалифицированных
IT-специалистов, цифровизация отраслей экономики и формирование цифрового правительства. Реализация этих направлений в будущем даст колоссальный мультипликативный эффект и будет способствовать повышению уровня жизни населения, – отметил министр.
Поделившись результатами деятельности возглавляемого им ведомства за прошедший период, Даурен Абаев подчеркнул, что работа по всем обозначенным направлениям будет продолжаться.
На отчетную встречу министра информации и коммуникаций вход был открыт для всех желающих. Те, кто не имел возможности присутствовать на ней в Астане, подключились к беседе из регионов посредством видеоконференц-связи. Кроме того, велась онлайн-трансляция.
К Даурену Абаеву обращались как с вопросами по конкретным «кейсам», так и по общим темам. Глава ведомства ответил на каждый из них, отметив, что общение с населением в таком формате обязательно будет продолжено.