В преддверии 25-й годовщины Независимости Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев заявил, что страна готова для перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом. В связи с чем, 11 января текущего года было подписано распоряжение об образовании соответствующей рабочей группы, состоящей из наиболее компетентных и авторитетных юристов республики.
В результате глубокого изучения передового международного опыта вкупе с тщательным анализом казахстанской правовой специфики 25 января Лидер нации вынес первый проект конституционных реформ на всенародное обсуждение, которое длилось в течение одного месяца.
Следует отметить, что казахстанский народ со всей ответственностью подошел к предложенному пакету поправок, объективно оценив перспективы их реализации, после чего Парламент принял и представил на подпись Главе государства Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», предусматривающий 26 поправок в 19 статей Основного закона. Конституционный совет, в свою очередь, постановил, что данный закон полностью соответствует Конституции.
Основная суть изменений заключается в конституционном закреплении незыблемости суверенитета и независимости Казахстана, а также усилении роли Парламента и Правительства путем передачи им ряда полномочий Президента.
Так, в статье 91 Основного закона установлено, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра Конституции, не может быть изменена независимость Казахстана.
Парламент отныне является высшим представительным органом республики, осуществляющим не только законодательные функции, но и законодательную власть, а также имеет право заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности и обращения к Президенту об освобождении от должности при неисполнении ими законов.
Сохраняя за собой статус высшего представительного органа, Парламент наряду с Президентом теперь наделен правом выступать от имени народа и государства в пределах конституционных полномочий. Более того, Парламенту передано право назначать или избирать акимов, однако, освобождение по своему усмотрению от должностей акимов всех уровней остается за Главой государства.
Правительство также наделено значительными полномочиями и, как следствие, несет большую ответственность за социально-экономическое развитие страны. Основной новеллой стала норма, согласно которой Правительство слагает свои полномочия именно перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом. То есть Правительство становится полноценным органом исполнительной власти, подотчетным Парламенту.
Несмотря на значительное сокращение полномочий Президента, за ним сохраняется роль высшего арбитра, сосредоточенного на вопросах стратегического развития государственного управления, внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности страны. В частности, единоличной прерогативой Президента остается назначение министров иностранных дел, обороны и внутренних дел, что обуславливает обеспечение стабильного функционирования системы и сохранение доминирующей роли Президента в системе власти.
В целом, конституционная реформа является продуманным стратегическим шагом, нацеленным на укрепление казахстанской государственности и повышение конкурентоспособности страны в мире. Как известно, именно эффективная и слаженная работа трех ветвей власти служит гарантом сохранения социально-экономической стабильности в стране.
Всенародно поддержанная инициатива Главы государства по внесению поправок в Конституцию позволит продолжить успешную реализацию Стратегии-2050 и Плана нации «100 конкретных шагов», что заложит надежную основу для преодоления внешних вызовов и развития устойчивой политической системы на предстоящие десятилетия.