«38 шаг. Введение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами. Развитие системы электронного декларирования (внедрение автоматизированной системы таможенной очистки товаров). Сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки».
(План нации «100 конкретных шагов»)
Первый заместитель Премьер-Министра РК Бакытжан Сагинтаев повторно посетил международный морской торговый порт Актау и проконтролировал ход исполнения поручений, данных им неделей ранее. Резюме – ситуация переломлена, работа поставлена. Но останавливаться на достигнутом нельзя!
Результаты – положительные
Напомним, 5 февраля в ходе выездного совещания первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев указал на проблему долгого оформления грузов, следующих транзитом через морской порт Актау (до 12 часов). В частности, первый вице-премьер отметил отсутствие должной координации в работе государственных органов и морского порта.
Кроме того, было поручено открыть стоянки для большегрузной техники на прилегающих к порту территориях, создать бытовые условия для водителей, а также организовать оформление грузов, прибывающих автомобильным транспортом, по принципу «одного окна».
Прибыв с контрольным визитом в порт, Бакытжан Сагинтаев вновь проследовал по «пути» водителей, оформляющих необходимые документы в порту Актау по принципу «одного окна». Напомним, что данная услуга заработала 8 февраля. Первый вице-премьер дал положительную оценку изменениям в работе по новому режиму.
Поясним, с понедельника 8 февраля начала действовать новая схема прохождения таможенного, пограничного досмотра и оформления документов водителей и проезжающего транспорта по принципу «одного окна», определенная совместным приказом Комитета национальной безопасности РК, министерств сельского хозяйства, национальной экономики, финансов – «Об утверждении порядка взаимодействия государственных органов в морском порту при организации пропуска через государственную границу Республики Казахстан транспортных средств и товаров, прибывших на территорию Республики Казахстан».
Одним из важных ускоряющих факторов стала возможность предварительной подачи информации в таможенный орган (до захода судна в порт) с целью начала проверки контролирующими государственными органами на наличие объектов контроля и оценки рисков перемещения на территорию РК запрещенных, либо ограниченных товаров. Уже неделю в морском порту работают согласно «Дорожной карте по упрощению процедур прохождения грузов через порт Актау». Теперь за 5 часов до прибытия судна сотрудниками паромного комплекса в органы государственных доходов предоставляется предварительная информация о товарах и транспортных средствах.
Последовательность оформления прибывающей колесной техники проходит теперь в два этапа – предварительное информирование и непосредственно оформление по прибытии, которое при соблюдении нового порядка не должно занимать более 2,5 часов с момента швартовки морского парома, и осуществляется путем передачи пакета документов на судне ответственному сотруднику порта для дальнейшего прохождения разрешительных процедур.
Кроме того, организован круглосуточный режим работы служб ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного и транспортного контроля в морском порту. Таким образом, время прохождения процедур снижено до 2,5-3 часов.
Первому вице-премьеру была показана значительно расширенная и усовершенствованная пограничная зона паспортного контроля – здесь увеличено количество рабочих кабинок с двух до шести, оборудованы комната досмотра и комната матери и ребенка.
Прибывший на совещание президент АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин, подчеркнул необходимость в условиях сегодняшней внешнеэкономической ситуации быть готовыми к росту объемов грузопотока и создавать максимально благоприятные условия для обеспечения его обработки.
– Поток будет только расти, это связано с введением в эксплуатацию участка железной дороги Карс – Ахалкалаки, который будет связывать Турцию и Грузию. Сейчас ведется строительство, оно будет завершено в этом году. Мы прогнозируем, что контейнерный поток в этом направлении будет порядка 300 тысяч контейнеров уже к 2020 году, а это в десятки раз больше, чем мы сегодня имеем. До конца года мы планируем ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс в порту Курык, и таким образом распределится нагрузка между портами Актау и Курык, – отметил Аскар Мамин.
По итогам совещания Бакытжан Сагинтаев поручил продолжить работу по ускорению процессов таможенной очистки и оформления транзита грузов, созданию благоприятных условий для водителей большегрузной техники.
Первый вице-премьер отметил, что теперь проверки результатов работы морского порта в новом режиме будут проходить в режиме видеоконференции примерно раз в месяц.
Бакытжан Сагинтаев поблагодарил всех за старания и пожелал успехов в дальнейшей работе.
Развиваем логистику
Далее первый вице-премьер побывал на территории СЭЗ «Морпорт Актау», где посетил центр производства и логистики «Азерсун».
Реализация данного проекта, по мнению представителей местных исполнительных органов, поможет снизить себестоимость пищевой продукции на рынках региона. Стоимость проекта составляет 3,6 млрд. тенге.
Логистический центр состоит из двух частей: сухого склада и холодильных камер с регулируемой температурой от +12 до -30 градусов по Цельсию. Также в камерах будет использоваться система понижения уровня кислорода, что является новинкой в сфере холодильных технологий и позволит продуктам питания, в основном фруктам, сохранить вкусовые качества. Здесь имеются 4 большие холодильные камеры, предназначенные для глубокой заморозки и 16 камер, которые будут регулироваться под определенные продукты питания, которые требуют той или иной температуры и влажности. Общая площадь центра составит 9 тысяч квадратных метров.
Логистический центр оснащен железнодорожной веткой и магистралью для приема продуктов автомобильным путем. Его открытие позволит создать около 100 рабочих мест.
Центр находится в субзоне №3, площадь которой составляет 195,5 гектаров. Предполагается, что центр станет самым крупным складским центром в западном Казахстане.
Ускорить грузоперевозки
Во вторник, 16 февраля, рабочая группа во главе с первым заместителем Премьер-Министра РК Бакытжаном Сагинтаевым и акимом Мангистауской области Аликом Айдарбаевым отправилась в Азербайджан, а потом Грузию, где состоялись совместные совещания по улучшению сотрудничества.
Казахстанская делегация посетила ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» с целью ознакомления с практикой работы порта.
Как стало известно, в ходе визита гости также посетили новый строящийся Бакинский порт в Аляте, а также главный грузовой терминал, находящийся в городе Баку.
В рамках встречи генеральный директор Бакинского порта Талех Зиядов ознакомил казахстанскую делегацию с рабочим процессом в порте. Стороны также обсудили вопросы ускорения грузоперевозок между Азербайджаном и Казахстаном.
Особо отметив постоянный обмен информацией и практикой в рамках меморандума о взаимопонимании, стороны обсудили положительные результаты данного соглашения и отметили необходимость продолжения сотрудничества в данном направлении.
Следует также отметить, что по особому указанию Президента Азербайджана Ильхама Алиева Бакинский порт предпринял ряд мер по созданию благоприятных условий для грузовых машин, действующих по направлению Турция – Средняя Азия, и упрощению процедуры прохождения через территорию страны для транзитных грузов.
С целью предотвращения задержек в работе Бакинского порта были созданы: система онлайн-регистрации и кассы до въезда в порт, установлены доски с указанием тарифов и условий грузоперевозок, а также были обеспечены условия для отдыха водителей грузовых машин, ожидающих своей очереди для погрузки. В результате проделанной работы, срок прохождения и погрузки грузовых машин уменьшился от двух дней до трех часов.
Бакытжан Сагинтаев был проинформирован о проделанной работе Бакинского порта за последние годы по обеспечению транспарентности рабочих процессов, внедрению и использованию инновационных технологий и соответствию деятельности морского предприятия международным стандартам.
Также казахстанская сторона ознакомилась с планами и перспективами Бакинского порта. Генеральный директор Бакинского порта также отметил важную роль свободной торговой зоны, создание которой запланировано на территории нового порта для развития ненефтяного сектора страны.
Стоит отметить, что Бакытжан Сагинтаев, после изучения и сравнения деятельности морских портов соседнего государства, посоветовал таможенным и портовым представителям Казахстана использовать практику Бакинского международного морского торгового порта для предотвращения задержек при грузоперевозках в Центральную Азию.
На повестке дня – активизация взаимного сотрудничества
Первый вице-премьер Казахстана в Баку встретился с премьер-министром Азербайджана Артуром Расизаде.
Стороны обсудили состояние двусторонних торгово-экономических отношений, а также реализацию совместных проектов.
Бакытжан Сагинтаев и Артур Расизаде отметили важность развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, подчеркнув, что увеличение географии участников проекта путем привлечения транспортных компаний Китая, стран Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Кавказа и Европы будет являться залогом его успешной реализации.
Первый вице-премьер РК предложил активизировать взаимное сотрудничество между казахстанскими и азербайджанскими портами на Каспийском море. По его мнению, это будет способствовать дальнейшему сокращению времени обработки грузов и создаст дополнительные удобства для клиентов.
Артур Расизаде, напомнив о том, что между Азербайджаном и Казахстаном существуют традиционные дружественные и стратегические партнерские отношения, отметил успешное выполнение совместных экономических, энергетических, транспортных проектов, подчеркнул необходимость дальнейшего продолжения взаимовыгодного сотрудничества.
Премьер-министр сообщил, что расширение сотрудничества в транспортной и энергетической сферах является требованием дня.
В свою очередь Бакытжан Сагинтаев отметил, что придает важное значение связям с Азербайджаном, ставшим государством-лидером в регионе, выразил солидарность с мнением о неизбежности интенсификации дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.
Первый вице-премьер Казахстана также провел переговоры с первым заместителем Премьер-Министра Азербайджана Ягубом Эйюбовым, в ходе которых были рассмотрены вопросы промышленного партнерства, укрепления сотрудничества в транспортно-транзитной сфере.
К примеру, согласно данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, товарооборот между Азербайджаном и Казахстаном в 2015 году превысил 116 миллионов долларов. В том числе, в прошлом году в Казахстан было экспортировано азербайджанских товаров на сумму около 18 миллионов долларов, в Азербайджан импортировано казахстанской продукции на сумму около 99 миллионов долларов. Основными статьями экспорта из Казахстана в Азербайджан являются минеральные ресурсы (нефть и газ), химическое сырье, зерно, ячмень, табачная продукция, прокат углеродистой стали, электрооборудование.
В Казахстан импортируются нефтепродукты из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции из Азербайджана.
На встрече заместитель министра по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек сообщил, что грузопоток по маршруту Баку – Актау за месяц достиг годового уровня.
– Если раньше в направлении Баку – Актау и обратно в год проходила одна тысяча машин, то сегодня этот объем проходит за месяц, т.е. мы должны соизмерить свои силы и работать более слаженно для того, чтобы этот грузопоток принять. Мы видим, что этот объем будет увеличиваться. Мы в основном работаем с нефтью и металлом. Большой объем нефти отправляем в Баку, дальше транзитом – в Черное море. Сейчас появляются новые виды грузов, транспортируемые автомобильным транспортом. Мы приехали перенять опыт у наших азербайджанских коллег в этом направлении. Посмотреть, как они работают, рассказать о нашей работе. Поэтому считаем, что сложившиеся условия для нас – это хороший момент, чтобы подтянуть дополнительный грузопоток на транскаспийский коридор, – отметил Женис Касымбек.
По его словам, если это направление будет конкурентоспособным, цены – доступными, а время доставки и сервис – хорошими, то этот грузопоток не будет потерян и в дальнейшем.
Азербайджан упрощает таможенные процедуры
Как стало известно, государственный таможенный комитет (ГТК) Азербайджана в 2016 году планирует подписать с Турцией и Казахстаном соглашения о предварительном информировании о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между странами. Об этом сказал начальник Главного управления по оценке эффективности и программам развития ГТК, генерал-майор таможенной службы Игбал Бабаев.
– В рамках стратегии развития IT-технологий в таможенной сфере мы выделили три приоритетных направления. Совершенствование отношений между государственным таможенным комитетом и таможенными службами других стран входит в их число. В настоящее время соглашения о предварительном информировании о товарах и транспортных средствах, перемещаемых из других стран в Азербайджан и наоборот, уже подписано с Узбекистаном, Грузией и Россией, а также в рамках ГУАМ – с Украиной и Молдовой. Сейчас мы разрабатываем аналогичный проект с Турцией, Ираном, Казахстаном и другими странами СНГ, – сказал он.
Как отметил Бабаев, внедрение предварительного информирования ускоряет процесс прохождения товаров через границу, а также позволяет использовать риск-менеджмент, чтобы заранее узнавать о возможных рисках и минимизировать риски на контрафактную продукцию.
Грузинский вектор сотрудничества
Далее в ходе рабочей поездки первый заместитель Премьер-Министра Казахстана отправился в Грузию. Бакытжан Сагинтаев провел встречи с премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили и вице-премьером, министром экономики и устойчивого развития Дмитрием Кумсишвили.
В рамках визита Бакытжан Сагинтаев осмотрел в Аджарии таможенно-пропускной пункт Сарпи, батумский нефтяной терминал и батумский порт. Кроме этого, первый вице-премьер Казахстана провел с представителями правительства Грузии в батумской гостинице «Хилтон» двусторонние переговоры по вопросам транзита и транспорта.