В минувшую пятницу в Мангистауской области с рабочим визитом побывал первый заместитель Премьер-Министра РК Бакытжан Сагинтаев. Цель поездки – в реалии изучить ситуацию, создавшуюся в международном порту Актау в связи с волокитой и препонами продвижения транзитных грузов по территории Казахстана.
Напомним, что еще с декабря прошлого года в морском порту Актау наблюдается скопление большого количества большегрузных фур, прибывающих в нашу область посредством паромной переправы из Баку.
Дальнобойщики, сутками порой, вынуждены находиться в пределах морского порта Актау, пока идет оформление документов, или ожидая формирования колонны, для дальнейшего ее сопровождения до границы, к примеру, Кыргызстана.
Более того, ожидания проходят в нецивилизованных условиях, то есть живут они в кабинах своих большегрузов, принимают пищу, не говоря уже за другие блага цивилизации – на улице, рядом своим авто.
Казалось бы, руководство порта рапортует о том, что здесьделается все возможное для достойной конкуренции с другими каспийскими портами – освоение новой номенклатуры грузов, планы по модернизации существующего паромного комплекса и строительство нового, упрощение процедур оформления — все это позволит порту стать надежным звеном мультимодальных логистических цепочек, а на деле…
Именно то, что испытывают на себе водители, занимающиеся грузоперевозками из Европы и Турции через морской порт Актау, решил лично испытать на себе и первый вице премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.
Сразу сообщим, что руководство порта, дабы не портить картину портовой территории, «спрятали» большегрузные машины, на тот момент в количестве 16 единиц, подальше от глаз высокопоставленного гостя из Астаны, чем вызвали его недовольство.
Дальше – больше. Пройдя путь оформления грузов на примере водителей фур от первого окошка до последнего, при этом засекая время оформления документов, уточняя, почему у этого окошка столько времени, для чего он должен здесь находиться и т.д., Бакытжан Сагинтаев сделал вывод:
– Мне трудно представить, что испытывает водитель, который проходит через все эти процедуры. У меня, пока я пытался понять весь процесс оформления документов, честно говоря, голова кругом пошла. Я уже не знал, где что делается, где что решается. В конце мысль появилась – легче я заплачу, чем буду проходить через такие «круги ада». Вся процедура, имеющаяся на сегодняшний день здесь, в порту, – показывает на тот факт, что к людям нет человеческого подхода. Мы даем неправильный сигнал бизнесу. Говорим во всеуслышание, что обеспечим бесперебойный поток грузов через наши контрольные пункты, но на деле получается не так. Имеющаяся технологическая схема никого не удовлетворяет. Наша задача – сократить время оформления грузов, чтобы машины здесь не стояли. Министерством финансов разработана технологическая схема, которая упростит существующий процесс и даст возможность сократить срок оформления грузов. С понедельника, 8 февраля, работа в морском порту Актау должна быть построена по принципу «одного окна», заявил Бакытжан Сагинтаев.
Первый заместитель Премьер-Министра РК выслушал водителей, находившихся на тот момент в пункте оформления документов. И они поведали ему свои совсем нелицеприятные истории, которые произошли с ними здесь, на территории морского порта.
К примеру, один из водителей рассказал о том, что прибыв на пароме из Баку, он должен был в течение пяти дней доставить груз в Алматы. Но из-за того, что ему пришлось долго ждать форсмирования колонны, чтобы в споровождении отправиться в пункт своего назначения, его срок регитстарции ждокументов на территории казахастана истек. И теперь он находтися в припортовой территории уже на протяжении десяти дней. Ему предъявлено обвинения о незаконном нахождении без регистрации на территории Казахстана, дело отправлено в суд. И в чем здесь его? Почему на таможенном посту в морском порту Актау его обязывают взять охрану для сопровождения груза и за это просят дополнительную плату?
На данные вопросы постарался ответить председатель комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Госман Амрин, пояснив, что — грузы, поставляемые в Казахстан, оформляются в соответствии с имеющимися на руках документами. Грузоперевозки в Кыргызстан осуществляются при таможенном сопровождении согласно решению департамента государственных доходов, принятому в соответствии с постановлением таможенной комиссии.
В свою очередь начальник таможенного поста в морском порту Актау Талгат Каримов пояснил, что на таможенном посту в порту на каждые десять грузовиков выделяют по одной машине с охраной.
– Дополнительная плата за охрану (официально — «сопровождение») взимается согласно правилам, которые установлены не органами таможенного контроля. Отмечу, что в соответствии с постановлением комитета государственных доходов от 7 октября 2015 года, все грузоперевозки до Кыргызстана через Казахстан осуществляются при таможенном сопровождении. Со стороны службы таможенного оформления никаких препятствий нет, – пояснил Талгат Каримов.
Тогда резонно возникает вопрос: а причем тут сопровождение грузов до Алматы, куда отправлялся один из водителей?
Бакытжан Сагинтаев дал задание разобраться с данным случаем и немедленно разрешить проблемы дальнобойщика.
– Сегодня водители нам говорили, что они счастливы, в течение 5-7 часов оформить документы – это счастье, лишь бы получить бумагу и уехать подальше от этого порта, от этих контрольных постов. Рекомендую применить человеческий подход не только к тем, кто перевозит грузы, но и к тем, кто их обслуживает, – заявил Бакытжан Сагинтаев.
Как стало известно, сегодня в сутки в порту оформляется от 5 до 40 фур, но большегрузы все равно скапливаются.
Решение проблемы – «Дорожная карта прохождения грузов через морпорт Актау».
Принцип «одного окна»
Далее в ходе совещания, прошедшего в порту, были заслушаны предложения по сокращению времени при оформлении грузов и документации.
По мнению первого вице премьер-министра РК, в морском порту Актау транзитный коридор упирается в тупик. А те, кто перевозит грузы, проходят немалые испытания.
– Теперь морские ворота страны будут работать по принципу «одного окна», что позволит в кратчайшие сроки оформлять грузы, идущие транзитом. Кроме того, необходимо на базе морпорта создать брокерскую службу, а также улучшить инфраструктуру для перевозчиков – построить мобильные кемпинги, биотуалеты и систему общепита, – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев.
Первый вице премьер-министра РК дал поручение руководителям госорганов и морпорта приступить к внедрению новой системы, отметив, что через неделю он приедет с проверкой.
– Через неделю я вновь вернусь сюда, чтобы проверить исполнение своих поручений. А потом мы вместе с руководителями области и порта Актау отправимся в Бакинский международный морской порт, чтобы на месте изучить схемы отработки приема и отправки транзитных грузов, с целью обмена опытом, – заявил Бакытжан Сагинтаев.
В свою очередь президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев призвал заинтересованных предпринимателей подключиться к работе по созданию условий для дальнобойщиков и оказанию им услуг.
Азербайджан облегчает путь для турецких грузов.
Между тем, как ранее сообщалось, в декабре прошлого года Азербайджан снизил транзитные расходы на грузоперевозки крупнотоннажными автомобилями в порты Актау и Туркменбаши примерно на 40 процентов. Об этом было заявлено Координационным советом по транзитным грузоперевозкам Азербайджана.
Сокращение расходов для иностранных перевозчиков произошло за счет упрощения транзитных процедур и снижения тарифов для грузового транспорта, направляющегося в казахстанский порт Актау и туркменский порт Туркменбаши.
ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» до 20 процентов снизило тарифы для повышения привлекательности морского маршрута транспортировки автомобилей, направляющихся из Турции в Казахстан. Новый тариф определен в размере 1,2 тысячи долларов для одного стандартного автомобиля с прицепом (длиной 16,5 метра, TIR) в одном направлении (Баку-Актау и Актау-Баку).
А ведь известно, что какой бы мощной и современной ни была инфраструктура, никто не будет отправлять свои грузы по коридору, если тарифы выше, чем у конкурентов.
P.S.: В понедельник утром, журналист газеты «Огни Мангистау» побывал в порту Актау и, воочию убедился в том, что в центре оформления документов кипит работа по переоборудованию помещения, подготовке к работе по принципу «одного окна».