О деятельности маслихатов много пишут, говорят и показывают в различных СМИ. При этом парадоксально, но рядовые граждане о маслихатах имеют поверхностное представление. Знают, что там заседают депутаты и что-то решают. Работа же местных исполнительных органов, как правило, на виду. Именно в акиматы чаще всего идут люди со своими проблемами, запросами и предложениями. А что же власть представительная? Какова ее роль в политической, экономической и социальной жизни региона? Что разнит и что объединяет две эти ветви власти. Сегодня на страницах «ОМ» мы поговорим об этом с секретарем областного маслихата Бекмуратом ЖУСУПОВЫМ.
– Бекмурат Кыдырбаевич, в текущем году исполнилось 20 лет со дня образования маслихатов. Многое сделано. Какие сегодня задачи у института представительной власти?
– Если заглянуть в историю становления маслихатов, то нужно начать с его названия. Ведь известно, что «как назовешь корабль, так он и поплывет». Поначалу они назывались несколько мудрено: «Маслихаты-собрания депутатов». Потом одни депутаты посчитали, что такое определение какое-то неуклюжее; другие говорили, что разницы нет, только лишь бы польза была людям. В итоге институт представительной власти стал называться маслихатом.
Немало копий было сломлено также в спорах о том, каким быть местному представительному органу, каково его место на «властном Олимпе». Была, к примеру, настоящая чехарда с созданием, а затем упразднением президиумов Советов народных депутатов, затем слиянием Советов с местными администрациями, потом вновь их разделением на акиматы и нынешние маслихаты. Одним словом, шел поиск новых форм деятельности органов власти в молодом суверенном государстве, взявшем курс на демократизацию общества.
Много воды утекло с тех пор. Сегодня можно сказать, что в этих спорах расставлены все точки: маслихаты заняли свою нишу во властной структуре нашего общества. Вот примеры: в соответствии с действующим законодательством к компетенции маслихатов отнесено утверждение бюджетных программ, которые реализуют местные исполнительные органы. Без согласия местных «парламентариев» не могут назначать акимов. Составы окружных и территориальных избирательных комиссий теперь избираются и утверждаются на сессиях маслихатов. Немало и других полномочий у маслихатов. Все эти факты говорят об огромном доверии к органам представительной власти. И это правильно. Посудите сами. В отличие от центральных и региональных органов власти, представительные органы, маслихаты, заняты на переднем фронте работы с населением. Ведь, к примеру, простому жителю аула попасть на прием к какому-нибудь областному руководителю по поводу решения вопросов местного значения стоит большого труда. Если же орган с достаточными полномочиями находится поближе, то времени и усилий для решения проблем будет значительно меньше. Проще говоря, проблемы образования, здравоохранения, борьбы с преступностью, обеспечения населения продовольствием, электроэнергией и питьевой водой – все это должно решаться на местах.
В состав Мангистауского областного маслихата входит 25 депутатов. Они представляют все города и районы области.
Если говорить о работе маслихата 5 созыва, то мы провели 27 сессий, из них 15 являются очередными, а 12 – внеочередными, которые были инициированы областным акиматом или депутатами маслихата.
В текущем году мы провели 3 очередные сессии, были рассмотрены вопросы о развития СПК «Каспий», предпринимательства, сельского хозяйства, о модернизации инфраструктуры ЖКХ и сетей водоснабжения, об утверждении и исполнении областного бюджета за 2014 год.
Несколько слов о структуре областного маслихата. У нас работают две комиссии – одна по бюджету и экономике, вторая – по социальным вопросам и правопорядку. Председателями этих комиссий являются депутат Табылды Амиров и Али Сахимов. В каждой комиссии участвуют 12 депутатов. Я, как секретарь областного маслихата, не являюсь членом комиссии, мною ведется координация и оказание помощи в работе данных комиссий.
В областном маслихате действует фракция от партии «Нұр Отан», и все депутаты выдвинуты по партийной линии. Таким образом, у нас и образовалась данная фракция. Я являюсь секретарем областного маслихата, во фракцию не вхожу, так как этого требует закон. Все депутаты областного маслихата осуществляют свою работу, следуя своим предвыборным программам, которые разработаны на основе предвыборной платформы партии «Нұр Отан». Встречаясь с населением, депутаты поднимают проблемные вопросы своих избирателей. Соответственно, каждый депутат, основываясь на чаяниях наших жителей, обращается в те или иные органы, чтобы исполнить требования и пожелания своего электората. Вопросы, требующие бюджетных затрат, выносятся в соответствующие комиссии, там рассматриваются. Ведь если требуется выделение каких-то средств, для этого нужны соответствующие процедуры.
– Несколько слов о том, кто они, наши народные избранники?
– Все депутаты работают на общественных началах. Все имеют постоянную работу, часть из них являются руководителями предприятий, компаний, фирм.
Несмотря на загруженность, депутаты активны во всех мероприятиях, которые проводятся маслихатом и партией «Нұр Отан», а также там, где требуется их участие. Они во всех сферах жизнедеятельности общества. К примеру, депутат Даулетжан Хасанов является руководителем нефтедобывающей компании «Каражанбасмунай». Депутат Максат Ибагаров генеральный директор АО «Озенмунайгаз», Сакен Утебаев возглавляет ТОО «МАЭК-Казатомпром», а Жанбырбай Дарменов – предприниматель, в подчинении у которого находится более 600 человек. В основном это женский коллектив швейной фабрики в городе Жанаозен и ее филиала в селе Жетыбай.
– Бекмурат Кыдырбаевич, конечно, все депутаты достойны доверия своих избирателей, которые избрали их за активную жизненную позицию, трудолюбие и т.д. Расскажите о тех, кто более успешен с вашей точки зрения.
– За каждого депутата проголосовало в среднем около 10 тысяч человек. И оценивать их работу мне одному очень сложно. Есть депутаты, которые очень хорошо работают, но не афишируют свою деятельность. Я считаю, что они все хорошо работают.
В качестве примера приведу Жанбырбая Дарменова, депутата из Жанаозена. В прошлом году, например, когда мы проводили праздник Амал, он принимал активное участие, проявил организаторские способности, добился успешного проведения этого мероприятия. Помогал и финансированием.
Другой пример. Руководитель АО «Каражанбасмунай» Даулетжан Хасанов постоянно оказывает спонсорскую помощь малоимущим, проведению спортивных мероприятий.
У нас не принято говорить о том, кто какие средства вкладывает в благотворительность. Но в качестве примера такой деятельности народных избранников можно рассказать о том, как в прошлом году депутаты решили помочь учебно-производственному предприятию «Общество слепых». Им нужно было срочно помочь. Узнав о бедственном состоянии здания, где находится это общество, наши депутаты собрали и выделили собственные средства на ремонт кровли и сделали ремонт помещений.
– Как вы считаете, должен ли каждый депутат заниматься спонсорством или благотворительностью?
– Можно сказать, что прежде чем стать депутатом, кандидаты в меру своих возможностей проводят благотворительные акции, и оказывают спонсорскую помощь. Именно за это, в том числе, избиратели и выбирают кандидата депутатом. Нужно показать себя на деле, свою готовность пожертвовать чем-то для того, чтобы помогать людям.
Я считаю, что это не прямая обязанность, закон этому не обязывает. Но чисто из моральных или этических норм депутат может творить добрые дела, совершать высоконравственные человеческие поступки, чтобы люди знали своего избранника и имели о нем настоящее представление.
– Пожалуйста, расскажите, о вашем видении процессов местного самоуправления.
– Раньше у всех маслихатов – районных, городских и областного – распределение компетенций было равным. С изменением на законодательном уровне с 2012 года компетенции областного маслихата расширились, многие функции районных маслихатов переданы в областной. По закону, количество сотрудников, которые работают в аппарате районного маслихата и области, одинаковое. К примеру, в законе о государственном самоуправлении определено примерно 30 компетенций областного маслихата, а у районных – их всего 13. То есть для выполнения своих компетенций с тем же количеством людей, что и в районных и городских маслихатах, областной маслихат работает, так скажем, в два с половиной раза больше. Для улучшения качества этой работы в областном маслихате необходимо увеличить штат сотрудников, что в конечном итоге повысит качество работы местного самоуправления. Для того чтобы качественно выполнять свои задачи, мы должны, естественно, иметь квалифицированных сотрудников. Как известно, многие функции из центра передаются на места. Это увеличивает нагрузку и количество работы, которую кто-то должен проводить. Поэтому, в ходе встреч с депутатами нашего Парламента, я выступил с инициативой о пересмотре количества сотрудников аппарата областного маслихата и это не «раздувание» штата, а необходимые реалии.
– О каких итогах работы депутатов областного маслихата сегодня можно говорить? Могли бы вы привести несколько примеров?
– Очень многое можно рассказать положительного о работе областного маслихата. Многие проекты, которые выполняются исполнительными органами, будь то строительство школ, детских садов, спортивных сооружений, – были инициированы депутатами, потому что депутаты проводят много встреч со своими избирателями, населением, выясняют, где наибольший спрос на какие-то социальные объекты, и потом дают свои предложения акимам разных уровней. На сессиях маслихата эти проекты и находят свое решение. Поэтому говорить о том, что работа депутатов не очень видна, нельзя. Те проекты, которые сейчас реализуются, есть часть труда наших депутатов. Недавно в Актау были сданы в эксплуатацию пять детских садов. Надо сказать, что строительство двух из них, было инициировано нашими депутатами.
Вопросы возврата зданий детских садов для использования по прямому назначению, также постоянно поднимаются депутатами. Важно сказать, что госорганы тоже поднимают подобные вопросы, но они основаны на запросах депутатов, их предложениях, с обоснованием того, что и где нужно строить. Письма наших депутатов также являются обоснованием для принятия каких-то решений. К примеру, сейчас в Мангистауском районе ведется строительство дороги на Кызан. Это инициатива депутата Сарсенбая Нурпеиса, который проживает в Мангистауской районе.
В городе Жанаозен тоже строятся социальные объекты по инициативе депутатов местных избирательных округов.
Мы ездили на празднование 265-летия святого Бекет ата. Там дорога на Кызылсай сейчас ремонтируется. Строительство этой дороги также инициировано депутатами из города Жанаозен.
Встречаясь с местными депутатами, аким области выслушивает их предложения и заносит в свой план работы.
– Имеет ли депутатский корпус Мангистауской области контакты с другими депутатами?
– Конечно же, да. В свете 20-летия образования маслихатов мы несколько раз проводили встречи с депутатами всех областей. Приглашали представителей всех депутатов городов и районов. Буквально недавно, в июне текущего года в городе Шымкент проводился семинар, посвященный 550-летию Казахского ханства. Там тоже принимали участие депутаты городского и областного маслихата.
С депутатами других областей мы обмениваемся опытом, обсуждаем совместные проекты.
Быть депутатом – большая ответственность. В их руках – доверие людей. Оно словно хрустальная пиала, которую нельзя обронить, расплескать наполненную в ней Надежду избирателей. Считаю, что мне повезло работать вместе с такими депутатами, про которых избиратели говорят: «Депутат у нас – что надо».
– Большое спасибо за интервью и дальнейших успехов.