В Мангистауской области в рабочей поездке побывал председатель Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Асет Асавбаев.
Его целью было разъяснение обозначенных Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, озвученных на расширенном заседании Правительства в Астане 6 мая 2015 года. Гость из Астаны побывал в двух транспортных предприятиях и встретился с их трудовыми коллективами.
Первым он посетил Мангистауское отделение дороги АО «Қазақстан темір жолы». Начальник отделения Нажмеддин Губашев, поприветствовав гостя, вкратце рассказал о слаженном и сплоченном коллективе предприятия, где сегодня трудятся около 6,5 тысяч человек.
Затем слово было предоставлено Асету Асавбаеву который отметил, что предвыборная программа Нурсултана Назарбаева после сокрушительной победы на выборах в президенты сразу же перешла в конкретные пять направлений реформирования важнейших сфер нашей страны: экономики, судебной системы, государственной службы.
Эти реформы – казахстанский ответ на глобальные и внутренние вызовы. Президент назвал этот план "Планом нации", осуществление которого должно стать задачей "номер один" на предстоящие 10-15 лет, – сказал он.
Он напомнил, что 100 шагов – это план по реализации пяти реформ, таких как формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, формирование нации единого будущего, транспарентного подотчетного государства и индустриализация и экономический рост.
– Разработка и запуск ГПФИИР также стали ответом страны на такие глобальные вызовы, как спад мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы. Программа заложила основу для дальнейшего промышленного роста, являясь своевременной и исключительно необходимой мерой для выхода на качественный рост и диверсификацию экономики, – подчеркнул Асавбаев.
В частности он акцентировал внимание на транспортном блоке и рассказал о новшествах:
– По 58-шагу предусматривается привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В рамках реализации данного шага национальной комиссией поддержаны следующие мероприятия: национальный оператор в лице АО «НК «Каз Авто Жол» будет наделен полномочиями по внедрению платности на автомобильных дорогах республиканского значения. После этого Национальный оператор самостоятельно будет привлекать инвесторов, и впоследствии будет погашать средства инвесторов за счет сборов от платных автодорог. Вместе с тем будет внедряться платность на автомобильных дорогах III-технической категории для грузового автотранспорта. Опыт показывает, что основная прибыль приходится именно от данного вида автотранспорта.
В ближайшие 5 лет в рамках программы «Нурлы жол» перед нами стоят задачи по строительству автомобильных дорог, для своевременной реализации которых необходимы значительные средства. Так Национальным оператором будут привлечены дополнительные средства в виде негосударственных займов, – заметил он.
Для реализации вышеуказанных мероприятий на сегодняшний день Министерством разработан проект закона, который планируется в сентябре т.г. внести в Парламент.
Все вышеназванные мероприятия позволят своевременно реализовать автодорожные проекты «Нурлы жол». На всех реконструированных участках будет внедрена система взимания платы за проезд, и к 2022 году прогнозируется за счет сборов от платности полностью содержать всю сеть автодорог республиканского значения.
Еще Асет Асавбаев подросбно остановился на реализации 65-шага – «Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки путем запуск проекта по созданию мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу.
Транспортный коридор будет проходить по двум направлениям: первое – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу; второе направление – через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и далее также в Европу, – разъяснил он.
Кроме этого докладчик рассказал о четырех шагах, направленных на развитие сферы гражданской авиации. Это формирование международного авиационного хаба путем строительства под Алматы нового международного аэропорта с соответствующей инфраструктурой. Развитие авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании «КТЖ», как крупных международных операторов, позволит снизить стоимость доставки груза более чем в два раза, улучшить эффективность госрегулирования авиаперевозок путем ориентирования деятельности Комитета гражданской авиации на модели Британского агентства гражданской авиации и Агентства безопасности авиации ЕС и т.д.
Кроме того Асет Асавбаев рассказал об инфраструктурных проектах, реализуемых в Мангистауской области, – железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран, запуске движения поездов по новой железнодорожной линии Жезказган – Бейнеу, железнодорожной линии Боржакты – Ерсай.
Затем А. Асавбаев направился в АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», где прошла такая же встреча. В поездке по области гостя из Астаны сопровождал заместитель руководителя областного управления автомобильных дорог Насыреддин Кожырбаев.