Третьего декабря президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Ирана Хасан Рухани на туркмено-иранской границе пограничного перехода Инче-Барун в провинции Голестан открыли международную железнодорожную транспортную магистраль Узень – Берекет – Горган. В церемонии открытия железной дороги принимали также участие министры транспорта восьми стран.
Напомним, что железная дорога Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган является частью международного транспортного коридора Север – Юг. Этот проект реализовывался на основе декларации, подписанной президентами Казахстана, Туркменистана и Ирана. 146 километров дороги проходит по территории Казахстана, 700 километров – Туркменистана и 82 километра – Ирана. Участок магистрали между Туркменистаном и Казахстаном официально открылся в мае прошлого года с участием глав двух государств.
Как отметил Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев, запуск железнодорожной магистрали Узень – Береке – Горган является знаковым событием для всего Евразийского региона.
– Имеются большие перспективы сотрудничества в транспортной сфере. Мы придаем большое значение началу функционирования железной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран. В прошлом году благодаря запуску казахстанско-туркменского участка международной магистрали мы уже ощутили экономический эффект – уже в текущем году по итогам восьми месяцев грузопоток увеличился почти на 40 процентов. Такого раньше не было. Резервов для развития сотрудничества много и их следует использовать на благо наших народов. А открытие туркмено-иранского железнодорожного сообщения будет иметь еще большее значение для стран региона. Железнодорожный путь позволит увеличить грузопотоки наших государств как в северном, так и в южном направлениях, – сказал Президент Казахстана.
Президент Ирана Хасан Рухани на церемонии открытия железной дороги сказал, что работа железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран сможет облегчить транспортировку энергоносителей в регионе.
По его словам, важно, что железная дорога позволит соединить страны-члены Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
– Наряду с железной дорогой, должны быть проложены и новые морские маршруты между прикаспийскими государствами, – сказал Рухани.
Глава иранского государства добавил, что транспортировка товаров между странами региона должна стать более экономичной. По его словам, Иран готов увеличить пропускную способность железной дороги на основе сотрудничества с Казахстаном и Туркменистаном.
– Проект железной дороги предоставляет легкий доступ для Туркменистана и Казахстана к региону Персидского залива, рынкам Омана, Китая, Турции, Европы и Средиземноморья, –добавил Рухани.
Он подчеркнул, что все страны региона получат выгоду от железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран.
В свою очередь президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что завершение строительства железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран отвечает не только интересам трех дружественных стран и народов, но и придаст новые стимулы развитию региональной транспортной сети, наращиванию эффективного торгово-экономического сотрудничества в регионе, а также на всем пространстве Евразийского континента.
– Помимо экономических выгод, железнодорожная магистраль будет способствовать дальнейшему укреплению добрососедских отношений между государствами, – подчеркнул он.
Эксперты отмечают неоспоримые преимущества новой трассы перед другими ныне действующими маршрутами по направлению Север – Юг. Она позволит существенно сократить путь, сэкономить время при отправке грузов, так как новая магистраль на 600 километров короче по сравнению с существующим маршрутом Бейнеу – Дашогуз – Туркменабат – Серахс – Мешхед. Ожидается, что уже на первых порах по новому маршруту будет транспортироваться до 3-5 миллионов тонн грузов, а в перспективе эта цифра может возрасти до 10-12 миллионов тонн. Кроме того, благодаря новой железной дороге будет создано 1300 рабочих мест.
Более того, новая железнодорожная магистраль и ее соединение с железной дорогой России открывает оптимальный транспортный маршрут между странами Европы и Персидского залива, создает сопутствующую инфраструктуру, логистические центры, новые точки роста, тысячи новых рабочих мест. Это не только экономически и коммерчески обоснованный проект, но и серьезный фактор геополитики, способный оказать большое позитивное влияние на общую обстановку в регионе и за его пределами, стать серьезным фактором стабильности и безопасности в Азии. По сути, речь идет о зарождении нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную Азию, государства Каспийского бассейна с Черноморским регионом и Закавказьем, с дальнейшим выходом на страны Балтии и Северной Европы.
С учётом специфики перевозок грузов по железной дороге приоритет по данному направлению отдаётся транспортировке продуктов переработки. К примеру, для Туркменистана – это продукты нефтепереработки, химической промышленности и стройиндустрии, а также плодоовощной продукции и др. Для Казахстана – зерно, которое будет поставляться иранским и другим ближневосточным потребителям. Запуск железнодорожного сообщения обещает значительные экономические выгоды и для России, Таджикистана и Кыргызстана, которые имеют свои совместные проекты с Ираном, дающие им перспективу выхода к Персидскому заливу. В этом и заключается ценность новой железнодорожной магистрали, так как она создаёт мультипликативный эффект для торговли соседних стран и стимулирует продвижение других параллельных транспортных проектов.
После торжественной церемонии запуска железнодорожного участка Туркменистан – Иран, о грузовой поезд с казахстанским зерном прошел через границу Туркменистана с Ираном.