На пленарном и секционных заседаниях V областного форума «Профессиональное образование и бизнес: Диалог партнеров», прошедшем в КГУТИ имени Ш. Есенова в пятницу минувшей недели с участием ключевых заинтересованных сторон, были обсуждены приоритетные направления по переориентации учебных заведений ТиПО на подготовку нужных специалистов в соответствии с потребностями предприятий региона. Рефреном звучали вопросы привлечения бизнес-структур к решению проблем подготовки кадров среднего звена и развития дуальной системы, поэтапно внедряемой сегодня в профтехобразовательную систему.
Предварила работу форума развернутая в фойе выставка инновационного оборудования и информации общей характеристики деятельности учебных заведений ТиПО региона, нацеленной на обучение по дуальной системе. Руководители ссузов представили гостям мероприятия новые разработки и свои образовательные услуги в сфере подготовки кадров среднего звена. По сути, форум продолжил добрые традиции диалоговой площадки регионального уровня для обсуждения наиболее актуальных вопросов по обеспечению всех секторов экономики Мангистау квалифицированными кадрами. Начало партнерству, помнится, было положено в 2010 году.
В работе форума, который явил собой один из этапов взаимодействия бизнеса и образования, приняли участие заместитель акима области Ракимбек Амиржанов, председатель республиканского координационного совета по реализации государственной программы «Мәнгілік ел жастары – индустрияға» Мурат Абенов, представитель Министерства образования и науки РК Ардак Садыкова, руководители областных департаментов и управлений, директора учреждений профтехобразования региона, представители бизнес-сообщества.
Открыла форум начальник областного управления образования Динара Жумашева. Она выразила уверенность в том, что встреча работодателей и предпринимателей с организациями образования, ведущими подготовку кадров, будет полезна всем сторонам социального партнерства, которые смогут выработать конкретные механизмы взаимодействия для обеспечения кадрами приоритетные проекты региона, малый и средний бизнес и другие отрасли экономики Мангистау.
Забегая вперед, отмечу, присутствовавшие на форуме представители ряда предприятий области подтвердили свою готовность оказать помощь в деле подготовки кадров. Если по сегодняшний день дуальной системой были охвачены 8 колледжей региона, то с нового, 2014/2015 учебного года к ней подключаются еще 7 колледжей, студенты которых будут совмещать теорию с практикой в сфере строительства, образования, медицины и сервисного обслуживания. Так, в частности, были подписаны соглашения между руководствами областных управлений образования и здравоохранения, ТОО «КазГПЗ» и Жанаозенским колледжем нефти и газа имени Оразмаганбета Турмаганбетулы, ТОО «АктауЭлектроСервис» и Актауским технологическим колледжем сервиса, ТОО «Жанарыс» и Жетыбайским профессиональным колледжем, Актауским городским управлением образования и Мангистауским гуманитарным колледжем.
Еще одна церемония – награждение благодарственными письмами акима области – имела место в ходе работы форума. Звания лучших социальных партнеров были удостоены ТОО «МАЭК-Казатомпром», Мангистауский филиал АО «Национальная компания «Казақстан темір жолы» «Мангистауское отделение дороги», ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод», товарищества с ограниченной ответственностью «Бурение», «АктауЭлектроСервис», «Битум- Цемент».
Были отмечены также почетными грамотами акима области и Министерства образования и науки РК отдельные представители образования – работники ряда колледжей.
Точки соприкосновения
Главными пунктами в соглашении оговаривалась готовность руководства предприятий обеспечивать создание на производстве мест для прохождения студентами практики, содействовать в трудоустройстве выпускников, в укреплении материально-технической базы учебных заведений ТиПО, в стажировке преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. Похоже «индустрия ожидания» начинает переходить на рельсы «индустрии доверия»: главные игроки рынка труда – система образования, готовящая кадры, и работодатели – находят точки соприкосновения в деле подготовки квалифицированных специалистов, способных вывести экономику региона на ведущие позиции.
Необходимость обновления структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики региона остро прозвучала и в выступлении заместителя акима области Ракимбека Амиржанова, который подчеркнул значимость ТиПО как важного звена всей системы образования.
– Подготовка специалистов должна осуществляться в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда. Для этого необходимо расширить базу практики за счет партнерства с работодателями. Чтобы решить поставленные задачи необходимо совершенствовать взаимоотношения профессиональных учебных заведений и социальных партнеров, в подготовке кадров более активно должны участвовать бизнес-структуры и частный сектор экономики. Проводя системный мониторинг ситуации на рынке труда нам необходимо постоянно обновлять и пополнять перечень специальностей в колледжах и лицеях. Особое внимание следует уделять техническим специальностям, поскольку эта категория специалистов сегодня как никогда востребована на рынке труда. Нам нужны квалифицированные специалисты в сфере нефтегазового сектора, машиностроение, нефтехимии, транспорта и логистики, строительной сферы и туризма, – выделил замакима области.
Все новое – хорошо забытое старое
Несмотря на то, что понятие дуального обучения пришло к нам из Германии, его принципы тесно перекликаются с системой советского ТиПО, когда производство было заинтересовано в квалифицированных кадрах и принимало самое непосредственное участие в их подготовке, обеспечивая студентов вузов и ссузов производственной практикой. Стоит ли говорить, что все звенья цепочки государство–образование–производство (с обязательным трудоустройством молодых специалистов после окончания учебы) в бытность Союза работали без сбоев, слаженно, исключалась штамповка кадров. Ведь недаром говорят, все новое – хорошо забытое старое, что не преминула подчеркнуть в своем выступлении и представитель МОН РК А. М. Садыкова. Тем не менее, международный опыт в этом вопросе интересен, и практику стран Европейского Союза не грех взять на вооружение и нам. В Европе растущее значение придается доступности технического и профессионального образования, усиливается связь учебных заведений профессионального образования с миром труда. В Германии, например, действует закон, в соответствии с которым каждое отраслевое предприятие обязано определенный процент фонда заработной платы направлять Союзу строителей и работодателей. На эти средства финансируются 80 технических центров по всей стране. В Венгрии закон обязывает предприятия выделять на профподготовку 1,5 процентов от фонда зарплаты. В Бельгии заключается отраслевое соглашение, в котором предусмотрено отчисление четверти процента от фонда заработной платы на финансирование профподготовки. Во Франции профессиональную практику учащиеся проходят на предприятиях, которые получают от государства финансовую поддержку за обучение молодежи. В Австрии, Швейцарии и в той же Германии главное внимание уделяется профессиональному обучению, которое охватывает до трех четвертей молодежи. В Норвегии, Нидерландах на систему образования выделяются 5% от внутреннего валового продукта страны. Характерной чертой национальной системы профессионального образования развитых стран мира является то, что в организацию процесса профессионального обучения, помимо государства, активно привлекаются работодатели и другие социальные партнеры, заинтересованные в квалифицированных кадрах. Это, в свою очередь, оказывает влияние на определение содержания профессиональных образовательных программ, порядок разработки правовых и нормативных документов, на механизм реализации образовательных стандартов профессионального обучения на практике. Стоит ли говорить о своевременном оснащении учебных заведений, занимающихся организацией профессионального обучения и подготовкой кадров, новым оборудованием и техникой?
Так что представляет собой дуальная система?
Для предприятия взаимосвязь с заведением ТиПО – это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.
Для студентов – это адаптация к реальным производственным условиям, отличная мотивация, чтобы показать себя на производстве. Кроме всего прочего это еще – большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.
Дуальная система образования обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя, ведь обучение максимально приближено к запросам производства. Если вкратце, то дуальное образование являет собой сочетание теоретического обучения в колледже с практикой на предприятии, где будущий пролетариат приобретает основные навыки по специальности, работы на современным оборудовании, знакомится с корпоративной культурой предприятия.
В этом направлении нужно вести подготовку кадров в профессиональных учебных заведениях и в нашей республике, – отмечали выступающие на форуме, сетуя, что без законодательной базы вопросы эти решить сложно, также, как сложен процесс трудоустройство выпускников заведений профтеобразования.
«Мәнгілік ел жастары – индустрияға»
Как сообщил Р. Амиржанов, на сегодняшний день из общего числа выпускников ссузов 2013 года (4919 человек) трудоустроено лишь 56% дипломированной молодежи. 19% окончивших учебу работает не по своей специальности, и около 20% не могут найти работу. Такова реальная картина печальной статистики на актауском рынке труда. А это, считает председатель республиканского координационного совета по реализации государственной программы «Мәнгілік ел жастары – индустрияға» Мурат Абенов, большинство специальностей, по которым готовят будущих рабочих, не востребовано на рынке труда. И работодатель, и конкретное учебное заведение должны найти точки соприкосновения взаимных интересов, придти к взаимопониманию, конечным результатом которого должны стать квалифицированные кадры, в которых нуждается регион, причем с обязательным трудоустройством после учебы. Наше бизнес-сообщество должно более активно участвовать в подготовке местных кадров, – обратился к присутствующим заместитель акима области.
Продолжая тему подготовки кадров для национальной экономики, Мурат Абенов поднял проблему острого дефицита и дисбаланса кадров в регионах республики. Если десять лет назад работодатель думал: «Найму человека, буду платить ему минимальную заработную плату, постепенно добавляя», то сегодня работодатели готовы делиться частью прибыли, частью акций, обеспечить жильем, высокой зарплатой, чтобы привлечь хорошие кадры. Однако найти квалифицированные кадры не всегда представляется возможным. Такая ситуация сегодня наблюдается в восточных и северных регионах Казахстана. Здесь готовы встретить, выплатить подъемные, обеспечить жильем и достойной зарплатой выпускников ссузов и вузов регионов, желающих обосноваться и работать в области, – сообщил Мурат Абдуламитович. Кроме того, в Восточно-Казахстанском государственном университете имени С. Аманжолова в рамках реализации программы «Мәнгілік ел жастары – индустрияға» готовы к приему будущих студентов из Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областей, которых обеспечат общежитиями, дадут возможность учиться по специальностям, востребованным в регионе, а после окончания учебы, как уже отмечалось выше, обеспечат работой и жильем. Как рассказал г-н Абенов, программа «Мәнгілік ел жастары – индустрияға» главной своей целью ставит обеспечение кадрами индустриальных проектов Казахстана, решение проблем трудоустройства и дисбаланса кадров в регионах. В рамках программы предоставляется возможность обучаться, получить соответствующую специальность с последующим трудоустройством в регионах Казахстана, где остро не хватает кадров, и нашей молодежи.
Правда, рабочие кадры очень востребованы и у нас самих, ведь область является не только регионом-донором социально-экономического развития Казахстана. К Мангистау прикованы взоры иностранных инвесторов, реализуются инновационные проекты, государственные программы, открываются заводы, создаются рабочие места. Все это требует новые, причем квалифицированные кадры. А значит, необходимо своевременно обеспечить подготовку специалистов за счет местной молодежи. Руководителям-инициаторам реализуемых проектов уже сегодня необходимо задуматься о специалистах и осуществить заказ кадров для новых производств на базе действующих местных профессиональных учебных заведений, ведь без соответствующего кадрового обеспечения никакой проект не будет жизнеспособным. Только тогда, когда работодатель придет в образовательные учреждения, чтобы скорректировать программы и график учебного процесса, качество подготовки специалистов будет соответствовать их нуждам.