4 мая 2014 года, в 10.00 часов в Службе центральных коммуникаций состоится брифинг Председателя Агентства по защите прав потребителей Куандыкова Болатбека Баяновича.
В соответствии с Указом Главы государства от 13 ноября 2013 года №651 создано Агентство по защите прав потребителей, перед которым поставлены три основные задачи.
Первое, это защита прав потребителей, второе, это санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и третье задача это обеспечение качества и безопасности продукции, в т.ч. безопасности пищевой продукции.
На сегодняшний день для решения указанных задач Агентством определены шесть основных направлений.
Первое направление
Это выработка новой Модели системы защиты прав потребителей
В связи с тем, что в Законе «О защите прав потребителей» отсутствуют четкие механизмы восстановления нарушенных прав потребителей, Агентство приступило к разработке концепции и законопроекта «О защите прав потребителей» (в новой редакции), основанной на передовом мировом опыте.
В новом Законе будет четко установлен порядок защиты прав потребителей при реализации товаров, работ и услуг.
В частности, предлагается детализировать порядок возврата, замены, устранение недостатков, ответственности продавцов и исполнителей, сроки удовлетворения, последствия и т.д.
Кроме того, в новом Законе будут детально определены полномочия государственных органов по обеспечению защиты прав потребителей.
При этом следует отметить, что основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность самих потребителей.
В этой связи, помимо законодательных мер, Агентством разрабатывается комплекс мер по повышению уровня правовой грамотности потребителей, предусматривающие:
- введение обязательного курса «Защита прав потребителей» в общеобразовательных учебных заведениях (школы, колледжи, вузы);
- производство и трансляция видеороликов и телепередач по разъяснению основ защиты прав потребителей;
- выпуск журналов и учебно-методических пособий и т.д.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть государственную поддержку общественных объединений потребителей путем размещения государственного социального заказа.
Второе направление
Это совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора
Действующая система санитарно-эпидемиологического надзора, основанная на плановых проверках, не позволяет оценить объективную ситуацию на объектах контроля и не в полной мере соответствует проводимой государством политики в части создания благоприятных условий для развития бизнеса.
В этой связи, в рамках исполнения Указа Главы государства «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности» Агентством предлагается отменить плановые проверки с переходом на организацию контроля на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства, как альтернативы проверкам.
Одновременно проводится работа по совершенствованию Санитарных правил в части их упрощения с установлением минимальных (обязательных) требований, обеспечивающих безопасность продукции и услуг.
К примеру, действующие Санитарные правила устанавливают значительный объем технических требований, зачастую дублируя требования строительных норм и правил, не оказывая при этом влияния на безопасность продукции, но создавая дополнительные административные барьеры и предпосылки для совершения коррупционных правонарушений при проведении проверок.
Вместе с тем, для субъектов предпринимательства предлагается предусмотреть стимулирующие нормативы, от выполнения которых будет зависеть степень оценки рисков.
Данные предложения Агентства, в настоящее время прорабатываются с заинтересованными государственными органами и организациями.
Вместе с тем, следует отметить, что в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, послаблений не будет.
Желание отдельных недобросовестных предпринимателей по получению большей выгоды, при низких вложениях, приводит естественно к нарушениям установленных санитарных требований, что в конечном итоге сказывается на здоровье потребителей, которыми являемся мы все с вами.
Агентством проведены ряд встреч с предпринимателями, которые единогласны во мнении, что в вопросах касающихся безопасности, не должно быть никаких смягчений.
В этой связи, с одной стороны Агентство сократит разрешительные процедуры и проверки, с другой стороны будет усиливать ответственность за системные нарушения санитарных норм.
Третье направление
Это выработка мер по обеспечению безопасности продукции в Республике Казахстан
Обеспечение безопасности продукции на территории республики является одним из приоритетных задач Агентства.
На сегодняшний день отсутствует четкое разграничение компетенций государственных органов в части контроля за соблюдением требований Технических регламентов, как Таможенного союза, так и национальных.
В этой связи, в целях исключения дублирования на местах, снижения административных нагрузок для субъектов предпринимательства, а также повышения эффективности контроля и надзора, Правительством прорабатываются вопросы принятия согласованных действий при защите внутреннего рынка от завоза опасной для жизни и здоровья населения продукции.
В частности, рассматривается вопрос создания при Правительстве Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения безопасности продукции (товаров), реализуемой на внутреннем рынке республики.
Наряду с этим, Агентством прорабатывается вопрос внедрения интегрированной информационной системы «Единая база данных о безопасности продукции», которая позволит осуществлять камеральный контроль за безопасностью продукции, на всех этапах ее оборота и обеспечит прозрачность проведения процедур подтверждения соответствия продукции (On-line режим).
В условиях введения моратория на проверки субъектов предпринимательства, Агентством предложено внедрить новый принцип взаимоотношения государственного органа и бизнеса, на принципах невмешательства в деятельность частных предприятий путем введения санитарно-эпидемиологического мониторинга территориальными организациями Агентства (лабораториями).
Санитарно-эпидемиологический мониторинг будет реализовываться путем закупа образцов продукции (товаров) в торговой сети, для последующего проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям, установленными Техническими регламентами.
Эффективное обеспечение безопасности продукции и контроля ее качества зависит от активного участия общественности. Для чего мы готовы на регулярной основе с учетом сезонности года организовывать и проводить республиканские, областные, городские, районные акции «День потребителя», «Здоровые продукты – здоровье населения», «Безопасные продукты в каждый дом» и др.
Четвертое направление
Это совершенствование системы санитарно-эпидемиологической и потребительской экспертизы
Основным инструментом выполнения возложенных на Агентство функций, являются лаборатории Центров санитарно-эпидемиологической экспертизы.
В данных лабораториях Центров проводятся исследования в рамках санитарно-эпидемиологического мониторинга и исследования показателей безопасности и качества продукции, согласно требованиям Технических регламентов Таможенного Союза.
Агентство располагает лабораторной сетью, охватывающей все областные центры, районы и города страны (16 Центров СЭЭ областей и г.г. Астана и Алматы, 26 городскими и 164 районными филиалами, а также РГКП «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга»).
Возможности лабораторий позволяют проводить исследования 82,6% (575-показателей) от общего количества показателей Технических регламентов Таможенного Союза (696-показателей), что недостаточно для осуществления полного контроля за безопасностью и качеством продукции.
Причинами невыполнения исследований всех показателей Технических регламентов Таможенного союза, являются недостаточно развитая материально-техническая база Центров Агентства и их филиалов.
В этой связи, Агентством прорабатывается вопрос совершенствованию лабораторной сети путем создания Единой вертикально-интегрированной системы многофункциональных лабораторий, что позволит повысить эффективность использования ресурсов, снизить себестоимость различных видов исследований и измерений за счет оптимизации структуры вспомогательных служб, ликвидации бесперспективных слабо-оснащенных оборудованием и приборами лабораторных подразделений и создания межрайонных лабораторий (передвижных комплексов), расширить номенклатуру исследований, а также повысить их качество и достоверность.
Пятое направление
Это совершенствование эпидемиологического надзора
Актуальность обеспечения эпидемиологического благополучия населения объясняется постоянным появлением новых внешних угроз. Свежим примером таковых может являться вспышка птичьего гриппа в Китае, которая повлекла за собой экономический ущерб в 6 миллионов долларов.
Также вызывает тревогу осложнение эпидемиологической ситуации по характеризующейся высокой летальность. коронавирусной инфекции в странах Ближнего Востока.
Не следует забывать и о имеющихся внутренних угрозах, так 40 % территории Казахстана являются природными очагами чумы. На территории республики расположено около
2 тысяч очагов сибирской язвы и других особо опасных инфекций.
Таким образом, одной из важных целей деятельности Агентства является профилактика и недопущение роста заболеваемости населения инфекционными и паразитарными заболеваниями, ликвидация отдельных инфекций в глобальном масштабе.
В этой связи, в Республике Казахстан территориальными органами Агентства проводится постоянное наблюдение за
64 инфекционными заболеваниями.
В результате проводимых Агентством мероприятий
в 1 квартале текущего года не зарегистрированы случаи особо опасных и карантинных инфекций (чумой, холерой, туляремией, сибирской язвой, бешенством, паратифами, малярией, дифтерией, полиомиелитом, брюшным тифом, столбняком и трихинеллезом).
Основная цель наблюдения – слежение за социально значимыми процессами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за состоянием воды, почвы, атмосферного воздуха, природными очагами инфекционных заболеваний и другими факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья населения.
По результатам наблюдения проводится оценка и принятие управленческих решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Казахстана.
Учитывая мировую тенденцию нарастания риска различных биологических угроз, в том числе случаев появление ранее неизвестных, возвращение «забытых болезней», возрастающая как внешняя, так и внутренняя миграция населения, имеющаяся система контроля за состоянием эпидемиологической ситуации в стране требует совершенствования и модернизации.
В этой связи, Агентством разрабатывается Комплекс мер по оценке угроз и управлению рисками санитарно-эпидемиологического характера, предусматривающего составление прогнозной Карты и санитарно-эпидемиологического Паспорта в разрезе регионов страны.
На основе систематизации данных Паспортов и Карт будет создана информационная система мониторинга и прогнозирования - «Эпидемиологический надзор и контроль», основными задачами которого будет являться определение и оценка рисков и готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению их последствий.
Внедрение этой программы повысит эффективность принятия управленческих решений и мер по предупреждению эпидемий (инфекционных заболеваний).
Шестое направление
По созданию информационной системы «Защита прав потребителей»
В целях выстраивания обратной связи с потребителями и оперативного реагирования на их актуальные вопросы, а также сделать работу Агентства более эффективной, открытой и доступной для потребителей предлагается создать информационно-коммуникационную систему под названием «Защита прав потребителей», которая будет интегрирована с Электронным правительством.
Информационная система будет проводить автоматизированный учет и мониторинг поступающих жалоб потребителей, для определения наиболее проблемных сфер, с последующим выработке предложений и рекомендаций в Правительство.
Для сведения потребителей в системе будет размещена оперативная информация о некачественных товарах, на которые введены ограничительные меры на ввоз и реализацию.
Посредством портала потребители смогут ознакомиться с зарегистрированными товарами, имеющими сертификаты соответствия, дату импорта, производителей, поставщиков товаров и др.
Аналогичную информацию можно узнать о лекарственных средствах.
Кроме того, система позволит осуществлять камеральный контроль за качеством продукции. С использованием возможностей системы будет возможность прослеживать перемещение и срок годности потребительских товаров.
Таким образом, данный портал станет действенным инструментом для защиты потребителями своих прав, что обеспечит максимальный контроль за безопасность и качество товаров, находящихся в обороте.