В конференц-зале областного акимата состоялся круглый стол на тему «Занятость-2020. Мифы и реальность». Общественная дискуссия в таком ключе была предложена Мангистауским областным комитетом Коммунистической народной партии Казахстана.
Из официальных источников известно, что в РК общее число участников программы «Дорожная карта занятости-2020» в 2013 году составило 106 224 человека. Из них 106 037 участников программы заключили социальные контракты. Более половины участников, а это 56 079 человек, молодые люди в возрасте до 29 лет, что отвечает курсу на трудовую мотивацию и активное вовлечение молодежи в производство. Также известно, что в программе «ДКЗ-2020» приняли участие 50 764 женщины.
Проводимые мероприятия в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» наряду с другими мерами по обеспечению занятости населения оказывают положительное влияние на ситуацию на рынке труда по всей стране. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан уровень безработицы в 2013 году в стране составил 5,2%.
О том, как реализуется программа «Дорожная карта занятости-2020» в нашей области рассказала в своем докладе первый секретарь МОК КНПК Рухия Алдонгарова, приведя некоторые статистические показатели по трем основным направлениям: «Обеспечение занятости за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства»; «Создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел»; «Содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя».
С начала года в центры занятости обратились 465 человек, включены в состав участников – 345 человек, подписано 311 социальных контрактов.
В рамках первого направления запланированы ремонтные работы по 90 инвестиционным проектам с объемом финансирования из республиканского бюджета – 1423,3 млн. тенге, с учетом софинансирования из местного бюджета – на сумму 1605,6 млн. тенге. Планируемое количество создаваемых рабочих мест – 731, из них 366 рабочих мест будет предоставлено для трудоустройства участников программы. Однако работы в рамках данного направления начаты только в Бейнеуском районе по пяти объектам, из них один объект культуры, четыре – по благоустройству населенных пунктов. Трудоустроены на данные объекты 11 человек и все - участники программы.
Для реализации второго направления «Создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел» предусмотрено финансирование из республиканского бюджета с апреля в объеме 200 млн. тенге. Мангистауское представительство акционерного общества «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» подтвердило на 2014 год размер максимальной годовой эффективной ставки вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика – 6,7%. Сейчас акиматами городов и районов ведется работа по вовлечению в программу микрокредитования целевых групп населения.
Третье направление: содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в соответствии с потребностями работодателя.
Казалось бы, это самое действенное направление. В текущем году планируется на основании заявок работодателей обеспечить профессиональное обучение на курсах продолжительностью 1 год 100 человек, в рамках переподготовки – 220человек, повышения квалификации - 100 человек. На основании заявки ТОО «Жанарыс» сформирована группа в 25 человек для обучения в связи с открытием нового швейного цеха.
Акиматы городов и районов докладывают о формировании заявок от работодателей на организацию профессионального обучения. Но…
На сегодняшний день из числа безработных, завершивших обучение в предыдущих годах, были трудоустроены всего 24 человека.
С начала года заключены договоры на создание социальных рабочих мест с субсидированием заработной платы с 71 предприятиями области, но трудоустроено всего 140 человек при плане 355.
46 предприятий и организаций предоставили 82 выпускникам учебных заведений рабочие места для прохождения молодежной практики, но планировалось вовлечь 200 выпускников.
Из предусмотренного объема целевых трансфертов (84,0 млн. тенге) на субсидирование заработной платы по социальным рабочим местам и молодежной практике освоено всего 17,3 млн. тенге или 20,6 % к годовому плану финансирования, к плану на отчетную дату– 80,8%.
В рамках второго компонента третьего направления, предусматривающего содействие в трудоустройстве через обучение и переселение, задействовано 38 человек, из них трудоспособных 23 человека, а трудоустроены на отчетную дату 12 человек.
Итак, подытожила сказанное Рухия Жакеновна, вот такие результаты зафиксированы в статистическом отчете. Как видно, в ходе реализации программы есть проблемы, которые необходимо обсуждать и решить для достижения заявленной цели снижения уровня безработицы.
– К примеру, выше говорилось о ставке вознаграждения в 6,7 % но насколько это продумано для нашего региона? В действующих правилах кредитования не предусмотрены единые требования, регулирующие порядок и условия предоставления кредитов микрокредитными организациями. В результате ставка вознаграждения по ним на одни и те же цели в регионах варьируется от 3,8% в Западно-Казахстанской области до 8,0% в Кзылординской.
Далее Р. Алдонгарова поставила вопрос о практическом результате микрокредитования, достигаются ли цели программы?
– При желании микрокредиты можно выдать хоть каждому сельчанину, поэтому необходимо тщательнее продумать сам механизм кредитования, ориентируясь не на рапорт о суммах и количествах выданных микрокредитов, а на организацию и развитие собственного дела. Результатом микрокредитования в данном случае должно быть количество созданных и действующих устойчиво и продуктивно рабочих мест. Собственно, пусть только одно, хотя бы для себя, но постоянно действующее!!! И именно это должно фигурировать в отчете.
Необходимо также, отметила секретарь МОК КНПК, изменять условия займа соответственно складывающейся ситуации, ввести, например, перекредитование с измененной ставкой. Поскольку известно, что много раз вкладывали деньги в село, но устойчивых результатов не достигнуто.
Далее Рухия Жакеновна затронула тему, очевидно перспективную именно для нашего региона.
– Необходимо также отметить еще один аспект поддержки безработных граждан на селе. А именно, как поддержать безработных женщин, жительниц сел, изъявивших желание открыть свой бизнес, каким путем помочь им? Есть ли у нас банк идей, эксклюзивных бизнес-идей, которые можно реализовать только в нашем регионе? И кто должен генерировать эти идеи и затем продвигать как стартап-модели, с предусмотренными грантами как на создание самих бизнес-идей, так и на их реализацию? Нет этого! Но для органов исполнительной власти на местах как раз это должно быть приоритетом.
Кстати сказать, у исполнительной власти есть уже институт, который должен стать интегратором этого процесса. Это СПК «Каспий», которому в свое время выделяли большие денежные средства (около 800 млн. тенге) для создания сервисно-заготовительных центров в районах области, способствующих в том числе росту новых рабочих мест на селе. Однако деньги были истрачены на другие цели. Сейчас в очередных изменениях в программе «Дорожная карта бизнеса-2020» предполагается определить СПК в качестве операторов по индустриальным зонам. В связи с этим СПК будут оказывать инфраструктурную поддержку проектам АПК через индустриальные зоны и подведение инфраструктуры к отдельным проектам. Вполне разумно в таком случае открыть отдельный департамент СПК в каком-нибудь районном сельском центре или вообще перебазировать ее туда.
Важно отметить, сказала также Р. Алдонгарова, что остаются нерешенными вопросы отсутствия перспективы трудоустройства для обученных специалистов по программе «Занятость-2020». Остается низкой активность работодателей, они явно не желают предоставлять социальные рабочие места участникам программы после завершения профессионального обучения.
Это значит, механизм реализации этого компонента направления не до конца продуман, а время и средства, предусмотренные программой могут быть безвозвратно потеряны. И это также поле деятельности исполнительных органов – сколько в области предприятий и сколько безработных? Если каждого работодателя простимулировать для создания хотя бы одного социального рабочего места, то проблему трудоустройства удалось бы решить быстрее.
Для участи в дискуссии были приглашены заместитель акима Мангистауской области Ш. Ильмуханбетова, руководитель отдела управления координации занятости и социальных программ по Мангистауской области Л. Махмутова, директор учебно-методического кабинета технического профессионального образования Р. Камашева, начальник областного управления по делам молодежи Б. Туяков, начальник отдела управления предпринимательства и торговли Г. Ордабаева, директор МОФ Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности А. Муха, председатель ОЮЛ «Гражданский альянс» Ж. Маханбетова и другие официальные лица и представители неправительственных объединений. Тема, предложенная лидером МОФ КНПК, была активно поддержана присутствовавшими. Обсудив положения доклада, было предложено провести корректировку программы в сторону
стимулирования интереса к трудоустройству людей со стороны работодателей, рассмотреть возможности комплексного развития опорных сел путем привлечения СПК, в том числе при реализации отраслевых программ «Дорожная карта бизнеса- 2020» и «Агробизнес-2020», использовать новые и адресные инструменты микрокредитования, в первую очередь в сельских районах области.
Нашли поддержку предложения первого секретаря МОФ КНПК Р. Алдонгаровой предложения сделать основным показателем работы акимов всех уровней показатель о создании постоянных и продуктивных рабочих местах на своих территориях. Была отмечена необходимость более полной информативности и активной разъяснительной работы по вопросам занятости на электронных сайтах городских и районных акиматов, причем информация должна быть не только отчетной, а в первую очередь полезной для тех, кто ищет работу и для работодателей.
Было также отмечено, что предложений, влияющих на результативность поставленных программой «Занятость-2020» задач, будет еще немало. До окончания срока реализации программы еще 7 лет, это жизненно необходимый, развивающийся процесс. Итогом его вместо кучи расплывчатых показателей должен быть только один – создание постоянных рабочих мест, как основной критерий эффективности обеспечения устойчивой и продуктивной занятости населения.