В поликлиниках будут работать педиатры-консультанты.
В казахстанские поликлиники возвращаются педиатры. В стране разрабатывается концепция, согласно которой детские врачи будут консультировать медиков общей практики. Согласно концепции, допустим, на пять участков врачей общей практики (ВОП) будет один педиатр-консультант. Областным управлением здравоохранения разработана и утверждена дорожная карта по организации оказания медицинской помощи детям на амбулаторно-поликлиническом уровне. Также разработан график внедрения педиатров-консультантов в службу первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Как известно, Казахстаном выбрана модель семейного принципа оказания медицинской помощи. Его реализация осуществлялась в рамках госпрограмм развития системы здравоохранения «Саламатты Қазақстан», реализованной в 2011-2015 годы и «Денсаулық», рассчитанную на 2016-2019 годы.
В Мангистауской области в 2015 году на 88% внедрен принцип семейной медицины.
– На 1 января 2017 года общее количество участков в поликлиниках области составляет – 332, из них на 228 работают врачи общей практики. Врачей с базовым педиатрическим образованием в области насчитывается 87 педиатров. Основным направлением здравоохранения нашей страны в целом является здоровье матери и ребенка. Начиная с этого года, все медицинские организации начнут планомерную работу по внедрению и оказанию медуслуг педиатрами-консультантами. По многим позициям врач общей практики справится сам, но в сложных случаях будет направлять ребенка к педиатру. В этом и заключается нынешняя концепция, и она очень хороша. К слову сказать, потребность в педиатрах-консультантах в нашей области на сегодня составляет 29 врачей. Ввод педиатров в поликлиниках будет проводиться поэтапно в период с I по III кварталы текущего года, – сказала руководитель областного управления здравоохрагнения Марал Кадыр.
При этом как отметила Марал Кадыр, от идеи внедрения врачей общей практики отказываться не стоит. Ведь когда один врач наблюдает сразу всю семью, он знает ее генетическую историю и может спрогнозировать заболевания, которым могут быть подвержены младшие поколения. Важно и то, что такая концепция здравоохранения широко распространена во многих развитых странах и уже доказала свою эффективность.
– Да, педиатр знает ребенка лучше. Но когда ребенок родился и растет в здоровой семье – ему педиатр не нужен, – считает Марал Кадыр. – А календарь прививок, который мы должны использовать в работе для предупреждения вакциноуправляемых инфекций, врач общей практики знает прекрасно. Вовремя проведенная вакцинация снимает 50% рисков для здоровья ребенка. Задача врачей общей практики – профилактика и правильная диспансеризация.
Врачей общей практики в Казахстане внедрили три года назад: детские поликлиники объединили со взрослыми, а в университетах ликвидировали специальность «педиатрия». Однако в ноябре премьер-министр Бакытжан Сагинтаев дал поручение вновь открыть педиатрические факультеты во всех медвузах страны. К слову, последний выпуск педиатров был в 2013 году. Тогда дипломы получили 97 молодых специалистов.
На днях, выступая на совещание по вопросам организации медицинской помощи детям на амбулаторно-поликлиническом уровне и передачи школьной медицины из системы образования в систему здравоохранения, министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова сообщила, что рабочей группой по выработке предложений по улучшению организации оказания медицинской помощи детям на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в течении 3 месяцев проведена работа по изучению текущей ситуации в системе здравоохранения, анализ действующей модели оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом уровне, изучена структура участков ПМСП.
«В связи с имеющимся дефицитом кадров принято решение о поэтапном восстановлении педиатрических участков. Восстановление педиатрических участков будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе(2017−2018 гг.) — внедрение на уровне ПМСП педиатров-консультантов для совместной работы с врачами общей практики (ВОП). На втором этапе (2019−2024 гг.) — открытие педиатрических участков для детей в возрасте от 0 до 5 лет и увеличение количества педиатров в амбулаторно-поликлинической службе, за счет увеличения объемов подготовки кадров и усиления образовательных программ для интернов-педиатров», — сказала Тамара Дуйсенова.
На совещании было сказано и о том, что в сентябре 2017 года по поручению Премьер-Министра РК в медицинских вузах страны будут восстановлены педиатрические факультеты. Кроме того, с этого же срока начнется подготовка участковых педиатров через интернатуру по новым образовательным программам с дальнейшим правом работать на уровне ПМСП.
В свою очередь Тамара Дуйсенова рекомендовала местным исполнительным органам решить все вопросы по переводу ВОП, имеющих необходимую профессиональную подготовку, в педиатры-консультанты.
«Необходимо решить вопрос, чтобы педиатры, которые будут переводиться с ВОП, не потеряли в зарплате. По данным Комитета оплаты медицинских услуг, сейчас педиатры получают меньше врачей общей практики. Вам надо рассмотреть возможность осуществления доплат», — сказала она.
О процессе передачи школьной медицины из системы образования в систему здравоохранения участников совещания проинформировала директор Департамента организации медицинской помощи МЗСР РК Ажар Тулегалиева.
«Необходимость передачи медицинского обслуживания школьников из системы образования в систему здравоохранения обусловлена тем, что в последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья подростков. В структуре впервые выявленных заболеваний при профилактических осмотрах школьников на 1-м месте — заболевания желудочно-кишечного тракта (24,5%), на втором — болезни глаз (16,2%), на третьем месте — болезни органов дыхания и кроветворных органов (13,9% и 13,8%)», — сообщила она.
В рамках реализации Закона РК «О внесении и изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования» в январе т.г. медработники школ включены в штатную численность поликлиник, а медпункты — стали их структурными подразделениями. В настоящее время проводится оценка уровня подготовки медицинских кадров, сертификация, формируется график их обучения. Разработан порядок оказания медицинской помощи школьникам в организациях образования, нормативы штатов и оснащения медпунктов.
«В дальнейшем планируется внедрение здоровье сберегающих технологий в общеобразовательных школах, а именно: специальная система профилактики нарушений осанки и зрения; дополнительная витаминизация; комплекс физиотерапевтических процедур; физкультминутки, гимнастика для глаз, осанки, дыхательная гимнастика; проведение тематической работы с учителями и родителями по профилактике заболеваний и правильному питанию школьников», — добавила Ажар Тулегалиева.
Развитие школьной медицины позволит усилить профилактическую работу; привить у подростков навыки, поддерживающие психическое и эмоциональное благополучие; снизить распространенность поведенческих факторов риска; обеспечить сезонную и плановую иммунизацию детей; улучшить состояние здоровья у 15% учащихся с хроническими заболеваниями; улучшить зрение у 30% школьников; улучшить состояние опорно-двигательного аппарата у 60% детей; снизить частоту и продолжительность ОРВИ — на 50%.