Что необходимо сделать в нашей республике и, в частности, в Мангистауской области для улучшения системы школьного здравоохранения, укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни подрастающего поколения? Именно эти вопросы обсуждались в ходе состоявшейся в областном управлении здравоохранения встречи школьных медицинских работников, директоров школ, представителей неправительственных учреждений и СМИ с международными экспертами Всемирной организации здравоохранения.
Прибывшая в Республику Казахстан по приглашению Министерства здравоохранения и социальной защиты РК делегация Всемирной организации здравоохранения (председатель ВОЗ в Казахстане Мелита Вуйнович, представитель Европейского регионального бюро Мартин Вебер, представитель сети здоровых школ в Европе Гуф Булдж, сотрудник департамента охраны здоровья подростков Всемирной организации здравоохранения Валентина Вальтаг, национальный программный координатор Салтанат Егеубаева) в Мангистауской области провела встречу с представителями образования и здравоохранения с целью выработки рекомендаций для улучшения деятельности системы школьной медицины.
Неутешительная статистика
Как было отмечено в ходе встречи, в прошлом году Всемирная организация здравоохранения провела в нашем регионе исследование по избыточной массе тела среди школьников. Результаты оказались неутешительными.
– Шесть процентов мальчиков восьмилетнего возраста страдают ожирением, а число девятилетних мальчиков с избыточной массой тела составляет уже десять процентов. Это говорит о том, что каждый десятый девятилетний мальчик в Мангистауской области страдает ожирением и входит в группу риска (сахарный диабет), – подчеркнула Мелита Вуйнович. – Причина этого – несбалансированное питание. Родители, имея материальные возможности, не ограничивают своих детей в потреблении сладкого, но почему-то при этом забывают о фруктах.
По информации директора центра по проблемам формирования здорового образа жизни Нурсулу Мухамбетяровой, профосмотром в прошлом году было охвачено 94,5 % детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет. У 25% из них выявлены заболевания, 42% из которых взяты на диспансерный учет.
– В структуре заболеваний среди детей первое место занимает железодефицитная анемия (77% из всех прошедших медосмотр детей). В прошлом году выросло количество детей с эндокринной патологией и сахарным диабетом. На третьем месте заболевания нервной системы среди детей и подростков и заболевания глаз, – проинформировала Н. Мухамбетярова.
Озвученная Нурсулу Мухамбетяровой статистика по случаям детского травматизма и суицидов заставила серьезно задуматься о причинах. К примеру, в 2015 году в Мангистауской области было зарегистрировано 450 случаев детского травматизма (в том числе – 213 случаев ДТП), в результате которых пострадало 570 детей и констатировано тринадцать случаев летального исхода.
В регионе в последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа незавершенных суицидальных попыток среди студентов колледжей и учащихся старших классов. За прошлый год зарегистрировано 320 незавершенных и 55 завершенных случаев суицида.
Как отметила директор центра по проблемам формирования здорового образа жизни, в сфере школьного здравоохранения остается много нерешенных проблем и вопросов. И с каждым днем эти вопросы в нашей области, где 35% от общей численности населения составляют дети, становятся все более актуальными.
На сегодняшний день в Мангистауской области функционирует 132 общеобразовательные школы, 24 колледжа, 13 подведомственных учебных заведений (школа-интернат для детей с ограниченными возможностями, детская деревня семейного типа и т.д.). Все они оснащены медицинскими кабинетами.
– В каждом учебном заведении есть медкабинеты и работники со средне-специальным образованием, которые находятся в ведении этих учреждений. Но до тех пор, пока не будет межсекторальной и межведомственной взаимосвязи между сферами образования, здравоохранения, ДВД, молодежными центрами, то говорить об эффективности нашей работы довольно-таки сложно, – призналась Н. Мухамбетярова.
Тенденции развития школьного здравоохранения в XXIвеке
Представитель департамента охраны здоровья подростков Валентина Вальтаг провела краткий экскурс в историю становления и развития системы школьного здравоохранения. Школьное здравоохранение – одна из старых форм предоставления медицинских услуг детям школьного возраста. Впервые она зародилась в конце XIX века во многих странах Западной Европы и Северной Америки, то есть системе школьного здравоохранения – более ста лет. В странах постсоветского пространства этой системе – пятьдесят лет. В СССР школьная медицина зародилась в 60-е годы XX века после эксперимента в Ленинграде, в ходе которого медработники впервые были привлечены к предоставлению услуг. Затем согласно приказу Минздрава СССР данная форма стала быстро распространяться по всей стране.
– В начале у школьных медработников были своего рода полицейские функции – выявлять детей с инфекционными заболеваниями и отправлять их домой, чтобы они не заражали других. Постепенно от роли полицейского они перешли к роли работника общественного здравоохранения, ведя профилактическую рабу с семьей и школой в плане соблюдения чистоты и гигиены, то есть медработники в школах стали работать над созданием условий, способствующих снижению инфекционных заболеваний, – отметила Валентина Вальтаг. – На сегодняшний день тенденция развития школьного здравоохранения состоит в том, что школьная медсестра наряду с индивидуальным подходом оказания медицинских услуг детям и подросткам вовлечена также в общешкольный подход создания благоприятной среды для учащихся вместе с администрацией школы, педагогическим коллективом и родителями, – подчеркнула она.
К сожалению, потенциал школьных медработников не используется, считают эксперты ВОЗ. По их мнению, школьная медсестра может быть хорошим ресурсом для решения проблем подростков в школе. Ведь специфика подросткового возраста в том, что развитие идет не по дням, а по часам. Физическое, социальное, когнитивное, половое развитие подростков идет настолько быстро, что, к примеру, девочка-подросток в начале и конце учебного года – это два разных человека. А это, в свою очередь, означает, как подчеркнули эксперты ВОЗ, что потребность подростков в информации возрастает с каждым днем, и они должны иметь возможность вовремя получать ответы на возникающие у них вопросы здесь и сейчас, не дожидаясь, следующего медосмотра. И школьная медсестра, будучи ключевой фигурой школьного здравоохранения, может оказывать индивидуальные консультации по вопросам здоровья.
– А на самом деле во многих странах школьная медсестра является «козлом отпущения» на тот случай, если нагрянет санэпидемнадзор. Во многих странах школьная медсестра проверяет чистоту и соответствие санитарным нормам школьных столовых. Разве это наилучшее использование потенциала школьных медработников? Ведь это не их функции. Что касается школьных столовых, то здесь медсестра может лишь проконсультировать родителей и детей относительно здорового питания при составлении меню. Роль школьной медсестры должна быть пересмотрена в свете новых требований времени, – считают представители Всемирной организации здравоохранения.
В ходе встречи также была отмечена необходимость профессионального роста медработников. Персонал должен иметь на регулярной основе доступ к курсам повышения квалификации, к обмену опытом.
– Следствием того, что функции в области школьного здравоохранения поделены между двумя ведомствами – МОНом и Минздравом, является то, что зачастую зарплата школьных медсестер, находящихся в ведомстве управления образования ниже, чем зарплата медсестер, работающих в службе ПМСП, что ставит школьную медсестру в неблагоприятные условия и сама профессия становится непрестижной, что в свою очередь сказывается на качестве оказания медпомощи, – подытожила Валентина Вальтаг.
Эффективны ли скрининги?
В ходе встречи разгорелась полемика по вопросу эффективности скринингов. Как отметила Валентина Вальтаг, в 50-60-ые годы прошлого века стали особенно популярны массовые скрининги на выявление различных заболеваний. Но через 15-20 лет медики стали задавать вопросы: а эффективны ли скрининги?
– Ведь, обследуя несколько тысяч детей, мы выявляем одного-двух, которые вовремя могут быть не перенаправлены к соответствующим специалистам, и поэтому вся работа сводится к нулю. По данным анализа ВОЗ доказана неэффективность некоторых видов скрининга или не доказана эффективность других видов скрининга. Свидетельством этого является распространенный на сегодняшний день скрининг сколиоза школьников. Исследования показывают, что данное обследование затем никак не влияет на результаты здоровья подростка. Неудовлетворенность такими результатами привела медиков к пониманию того, что нет необходимости проводить массовые обследования, а нужно выявить группу риска, которую и надо проверять на определенную патологию. То есть страны должны периодически пересматривать вид услуг, который они предоставляют в рамках медпрофосмотров. Поэтому во многих странах объем массовых профилактических обследований стал снижаться. Сейчас в большинстве стран медосмотр предусмотрен при поступлении ребенка в первый класс, в раннем подростковом возрасте – 10-12 лет и в позднем подростковом возрасте – 15-17 лет. ВОЗ подростковый период определяет с 10 до 19 лет, – сказала Валентина Вальтаг.
По мнению эксперта Всемирной организации здравоохранения Мартина Вебера, проблема с массовыми обследованиями и скринингами состоит, в первую очередь, в том, что на их проведение нужны ресурсы и, во-вторых, они дают людям ложную веру в то, что они прошли скрининг и этим обезопасили себя. Многие страны сейчас отходят от такого подхода и фокусируют усилия на актуальных заболеваниях и патологиях.
Вопрос о вакцинации
Одним из вопросов, активно обсуждавшихся в ходе встречи, был вопрос вакцинации, точнее проблема, связанная с увеличением отказа родителей от вакцинации детей. Как отметила Нурсулу Мухамбетярова , причины отказа от вакцинации в 2015 году изменились.
– Если в 2014 году родители отказывались прививать своих детей, исходя из религиозных убеждений, то в прошлом году, как показала статистика, большая часть отказов продиктована недоверием родителей к качеству вакцины, – подчеркнула директор центра по проблемам формирования здорового образа жизни. – В связи с этим открывается большой фронт работы для работников системы образования, здравоохранения, представителей неправительственного сектора и СМИ. Необходимо отметить, что мы выделили гранты НПО для проведения разъяснительной работы среди населения по вопросам иммунопрофилактики и вакцинации, – проинформировала Н. Мухамбетярова.
По мнению заместителя руководителя Актауской городской поликлиники Галины Туманбаевой, помимо разъяснительной работы необходимы и другие эффективные рычаги воздействия на родителей.
Как считает Мелита Вуйнович, давление на родителей с целью разъяснения того, что иммунизация детей необходима, может зачастую иметь обратный эффект.
– В прошлом году в Республику Казахстан приехали мировые эксперты из Канады, которые, ознакомившись с ситуацией по иммунизации, пришли к выводу, что необходимо пересмотреть всю систему иммунизации, начиная с письменной формы согласия, которую родители обязаны подписать перед прививкой ребенка. Так как действующая форма заставляет родителя сомневаться в благополучном исходе иммунизации для его ребенка, – сказала председатель Всемирной организации здравоохранения в Казахстане.
В июне текущего года в Мангистауской области пройдет тренинг по коммуникации для врачей общей практики и первичной медико-санитарной помощи, в ходе которого медперсонал получит знания и навыки, необходимые для того, чтобы построить правильный диалог с родителями, которые отказываются от прививок, и родителями, которые еще не определились.
– Нужно умение выслушать родителей, отказывающихся от прививок, и необходимо ответить на все их вопросы. Но давить на них ни в коем случае нельзя. Для родителей, которые еще не определились, главным фактором согласия на прививку своего ребенка является высокая степень доверия к врачу или медсестре, – подчеркнула Мелита Вуйнович.
Модели предоставления медицинских услуг
Как отметила Валентина Вальтаг, в мире существует три модели предоставления медицинских услуг в школе. Согласно первой модели услуги оказываются на территории учебного заведения школьной медсестрой. Вторая модель предусматривает наличие договорной системы между учреждениями образования и ПМСП, когда персонал периодически приходит в школу и оказывает услуги, например, посещающий психолог, медсестра и т.д. Существует также третья, комбинированная модель, когда в школе работает медсестра, а врачи-специалисты по необходимости или по договоренности посещают школы и оказывают медуслуги.
Наиболее часто оказываемые виды услуг в школе: вакцинация, консультирование по вопросам сексуально-репродуктивного здоровья, в том числе и индивидуальные консультации, массовые профилактические осмотры, измерение артериального давления.
Как отметили эксперты, Европейское региональное бюро ВОЗ разработало документ «Европейская концепция стандартов качества школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения», в которой расписана идеальная модель школьной медицины с учетом трудностей сегодняшнего дня. Казахстан может адаптировать эту концепцию в соответствии со своими местными особенностями для создания современной соответствующей всем международным стандартам системы школьного здравоохранения.
Представитель сети здоровых школ в Европе Гуф Булдж подчеркнул, что необходимо модернизировать принципы деятельности школ, способствующих укреплению здоровья учащихся в Казахстане.
– В настоящее время в сети здоровых школ – 45 стран. Казахстан вступил в эту организацию в 1999 году. В настоящее время в Казахстане более 800 школ называющих себя школами, способствующими укреплению здоровья. Школа и охрана здоровья детей должны идти рука об руку, тогда и академическая успеваемость детей будет лучше. Без здоровья детей хорошей успеваемости у них не будет, поэтому мы должны вместе работать над этим, – подчеркнул Гуф Булдж.