В рамках проекта «Повышение осведомленности населения, в частности бизнес-структур о профилактике, лечении ВИЧ/СПИДа, туберкулеза в целях снижения стигмы, снижения заболеваемости и улучшения показателей глобального индекса конкурентоспособности – влияние ВИЧ/СПИД, туберкулеза на бизнес в Казахстане» в Актау был организован семинар на тему «Роль бизнеса в повышении рейтинга конкурентоспособности Казахстана».
В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» перед нашей страной ставится цель войти в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран мира. Согласно глобальному рейтингу конкурентоспособности 2014-2015 гг., ежегодно публикуемый всемирным экономическим форумом, Казахстан занимает 50 место в рейтинге, но имеет худшие позиции по некоторым пунктам, в частности, по индикатору 4.03 – влияние туберкулеза на бизнес – 111 место в рейтинге, и по индикатору 4.05 – влияние ВИЧ/СПИДа на бизнес – 81 место в рейтинге.
Следует отметить, что данные показатели не улучшаются на протяжении многих лет. Достижение цели улучшения показателей рейтинга возможно при объединении усилий и совместных действиях путем проведения ряда мероприятий с участием бизнес-структур.
Проведенные исследования показывают, что существуют показатели индекса глобальной конкурентоспособности, которые оцениваются необъективно. Это влияние СПИД/ВИЧ и туберкулеза на бизнес-структуры.
По словам руководителя общественного объединения «Молодежь за здоровый образ жизни» Восточно-Казахстанской области Ерсына Кудиярова, Министерство здравоохранения и социального развития поддержало двухгодичный проект, направленный на изменение общественного мнения о заболеваемости и смертности туберкулезом и СПИДом в нашей стране среди представителей бизнеса.
Конечно, бизнес и эпидемиологическая ситуация по некоторым заболеваниям, особенно СПИДу и туберкулезу, между собой не совместимы. Однако нельзя исключать того, что вспышка инфекционных заболеваний может поввлиять и на предпринимательскую деятельность. Достаточно вспомнить Африку, где была отмечена вспышка вируса Эбола. Из-за страха распространения инфекции, границы государств были закрыты. Резко сократился поток туристов, что сильно сказалось на поступлениях в бюджет страны. Ограничение в передвижении населения отразилось на торговле и, конечно же, на производстве, количество больных выросло в разы.
«Мы проводим данные встречи с бизнесменами и хотим подробнее рассказать, насколько важно отнестись к этому вопросу серьезно. Ранее нами был проведен социальный опрос среди бизнесменов и выяснилось, что предприниматели совершенно не владеют достоверной информацией о эпидситуации по туберкулезу и ВИЧ/СПИДу. Многие продолжают думать, что туберкулез в Казахстане не излечим, а ВИЧ-инфекцией можно заразиться даже при общении. Все это неверно, это мы и пытаемся объяснить, а также то, что только изменение сознания человека в отношении к людям с опасными заболеваниями может способствовать не только улучшению показателей рейтинга конкурентоспособности, а главное скорейшему вхождению в 30-ку лучших стран мира», – сказал он.
В процессе семинара путем постановки вопросов, было определено отношение участников к заболеваниям. Не каждый из участников признался, что готов бороться со стигмой в отношении заболевших данными видами болезней.
По итогам встречи участники выразили готовость повысить свои познания в области профилактики туберкулеза и ВИЧ/СПИДа, а также работодатели изъявили готовность довести до своих сотрудников информацию о проводимой политике государства в области здравоохранения и реализации государственной программы «Саламатты Қазақстан 2011-2015гг.», Национальной программы борьбы с туберкулезом, и других документов.
В качестве рекомендации была озвучена необходимость систематически освещать данную проблему, рассказывать о ее потенциальном влиянии на бизнес, и пропагадировать борьбу со стигмой в обществе.