Как известно, в нашем регионе работает департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Мангистауской области. Ведомство создано для контроля сферы медицинских услуг, оказываемых населению. Итоги прошедшего полугодия подводит его руководитель Елдеш Саханович КОСМАГАНБЕТОВ.
—Елдеш Саханович, расскажите об основных задачах возглавляемого вами органа.
—Департамент осуществляет государственные контрольные и реализационные функции в сфере оказания медицинских услуг и обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Также мы реализуем государственную политику в области оказания медицинских услуг, проводим аттестацию специалистов с медицинским образованием, а также контролируем рациональное назначение лекарственных средств на всех уровнях оказания медицинской помощи. Помимо этого мы контролируем эффективное использование медицинской техники в организациях здравоохранения.
—Скажите, как, на ваш взгляд, в области реализуется гарантированный государством бесплатный объем и качество медицинской помощи?
—Напомню, что согласно статье 34 Кодекса Республики Казахстана «О здоровье народа и системе здравоохранения» гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств и включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
В целом со стороны Министерства здравоохранения Республики Казахстан прилагаются усилия для защиты прав пациентов. Так, в 2013 году 22 февраля издан приказ «О системе учета дефектов оказания медицинских услуг», целью которого является учет дефектов, допущенных во время оказания медицинских услуг в организациях здравоохранения. Учет ведет наш департамент.
Как известно, ежегодно объем финансирования здравоохранения растет, тем не менее существует ряд проблем. Сегодня в связи с острой нехваткой профессиональных медицинских кадров и такими социальными проблемами, как недостаточное обеспечение жильем и низкая заработная плата специалистов в белых халатах, качество медицинской помощи, проведение скрининговых обследований, лечение больных, а также исполнение государственных программ, особенно в районах, оставляет желать лучшего.
—Елдеш Саханович, как вы оцениваете компетентность медицинских работников нашей области?
—При определении уровня квалификации медицинских работников департамент руководствуется приказом и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения». Этот документ содержит критерии определения соответствия медицинских работников специальности и допуска их к работе с пациентами.
Пороговый уровень для прохождения тестирования и получения соответствующего сертификата без присвоения квалификационной категории составляет не менее 50% правильных ответов от их общего количества.
Так, за 1 квартал 2013 года для прохождения обязательного квалификационного экзамена заявления подали 399 претендентов. В связи с несоответствием квалификационным требованиям Правил на экзамен не было допущено 76 из них, 10 — на экзамен не явились. Из допущенных к экзамену 313 специалистов набрали пороговый уровень только 200 человек. И это при том, что вся информация по тестированию размещена на сайте www.medinfo.kz с вариантами ответов (!). Медицинскому работнику остается лишь выбрать правильный ответ. Тестирование не прошли 113 человек, в том числе восемь врачей. То есть выяснилось, что каждый третий специалист даже не набирает порогового уровня. Более того, один из врачей нашей области «умудрился» набрать на тестировании ноль баллов.
При проведении экзаменов на получение категории средних медицинских работников было подано 54 заявления. Отказ в повышении квалификационной категории получили 47 человек.
Из числа врачей заявления на присвоение квалификационной категории подали 49 специалистов, допущены к этапу тестирования 36 из них. Не набрали соответствующее количество баллов по результатам тестирования 5 врачей. 31 врач из Мангистау получил сертификат с присвоением квалификационной категории. Отказано 18 врачам. Основная причина отказа — это несоответствие квалификационным требованиям по количеству набранных зачетных единиц как дополнительных так и основных в соответствии с приказом, а также непрохождение порогового уровня по результатам тестирования.
—Что можно сказать о качестве подготовки медицинских работников в Мангистауской области?
—В июле 2013 года выпускники трех медицинских колледжей области — «Меридиан», «Мейiрбике» и «Мангистауский областной медицинский колледж города Жанаозен» прошли тестирование на сертификат специалиста без категорий, который дает допуск к клинической практике. На первом этапе тестирования из 158 выпускников не прошли тестирование 80 человек, остальные 78 — сдали. Это довольно низкий показатель знаний выпускников, требующий повышения качества образования в медицинских колледжах нашей области.
—Как известно, на коллегии Министерства здравоохранения, прошедшей 17-18 июля в городе Караганде, говорилось о дефектах медицинской помощи. Расскажите о «дефектах» нашей области.
—С целью контроля качества, а также в рамках реализации Единой национальной системы здравоохранения департаментом проводится экспертиза каждого летального случая, имевшего место в медицинских учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета. Эта работа ведется для выявления дефектов в работе и их дальнейшего исключения. При определении предотвратимых случаев и дефектов ока-
зания медицинской помощи населению, мы представляем информацию в Комитет оплаты медицинских услуг для принятия мер экономического воздействия на виновных медиков. Так, например, по результатам 2012 года было 493 случая с летальным исходом, из них предотвратимых —134. В первом полугодии 2013 года случаев с летальным исходом было 167, из них предотвратимых — 52. Данные показатели свидетельствуют о том, что в условиях своевременного, квалифицированного соблюдения врачами всех стандартов оказания медицинской помощи, протоколов диагностики и лечения предотвратимых случаев летальных исходов можно было бы избежать. По результатам экспертиз и по выявленным дефектам медицинские организации должны проводить анализ и принимать соответствующие меры по устранению и недопущению в будущем подобных случаев, но данная работа не проводится, что подтверждается ухудшением показателей.
Одновременно хочется отметить, что одними административными мерами — штрафами и другими дисциплинарными видами взысканий ситуацию не выправить. Разумеется, невозможно к каждому медицинскому работнику приставить представителя контролирующих органов. Да и незачем! Хочу подчеркнуть, что каждый руководитель органов управления здравоохранения, самой медицинской организации и врачи должны на месте обеспечивать качество медицинской помощи путем проведения внутреннего аудита.
Напоминаю, что с целью немедленного реагирования и решения проблем пациентов «на месте, здесь и сейчас» функционируют телефоны доверия департамента — 42-01-50, 42-12-97, 42-02-10. Данные номера должны быть размещены на информационных стендах в каждой медицинской организации области.
—Елдеш Саханович, расскажите, какие жалобы чаще всего поступают в ваш департамент?
—В первом полугодии 2013 года рассмотрено 33 обращения граждан по вопросам качества медицинской помощи. Всего зарегистрировано 49 обращений.
Следует отметить, что количество жалоб уменьшилось по сравнению с первым полугодием 2012 года, что является результатом работы департамента через телефоны доверия, номера которых можно увидеть в каждой медицинской организации. Это говорит об улучшении обратной связи с населением, что является результатом работы департамента со средствами массовой информации.
Вместе с этим необходимо обратить внимание на увеличение количества обоснованных жалоб. Так, например, 166 граждан города Актау обратились к министру здравоохранения РК касательно проблем оказания качества медицинской помощи. В связи с этим по заданию вице-министра в нашей области была проведена проверка медицинских организаций родовспоможения и детства с участием независимых экспертов и специалистов ОУЗ.
Выявлены такие нарушения, как несоответствие стандартам лечения, регламентированным нормативно-правовыми актами в области здравоохранения. Это приводит к осложнениям (8 случаев послеоперационных осложнений, инвалидизации женщин детородного возраста). Также выявлен низкий уровень организационно-методической работы и отсутствие работы службы внутреннего аудита или формальное выполнение ее задач. Помимо этого имеют место предотвратимые случаи смерти новорожденных. Отметим, что аналогичные жалобы от граждан поступали и в 2012 году. Так, из восьми жалоб, поступивших на организации родовспоможения, расценены обоснованными шесть из них. В аналогичный период 2013 года из четырех были расценены обоснованными две жалобы.
В июне 2013 года по факту материнской смертности, а также по обращению родственников проводилась проверка с участием профильных специалистов, привлеченных Министерством здравоохранения. В результате проверки жалоба была расценена обоснованной.
Хочется отметить, что эффективность и качество медицинской помощи, а также результативность лечения в большинстве случаев зависят не только от материально-технических условий лечебного учреждения и квалификации специалистов, но и от степени удовлетворенности пациентов медицинским сервисом, а главное — от отношения к пациенту медицинских работников.
Добавлю, что за нарушения в сфере оказания медицинских услуг материалы проверок направляются не только руководителям медицинских учреждений, но и в управление здравоохранения области, а также в правоохранительные и судебные органы.