Как известно, 4 декабря 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственных закупках» (в новой редакции), который введен в действие с 1 января 2016 года.
Закон принят в соответствие с поручением Главы государства, а также в рамках Плана Нации – «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.
В соответствии с новым Законом внедрен нормы по проведению камерального контроля, которым появилось возможность дистанционного контроля.
Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту государственного аудита права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, следует отметить, что камеральный контроль проводится без посещения объекта государственного аудита, путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации по деятельности объектов государственного аудита.
На сегодняшний день, камеральному контролю подвергнуты 4 535 государственных закупок, на общую сумму 74 321,0 млрд. тенге, нарушения выявлены по 1001 закупкам на общую сумму 12 019,2 млрд. тенге или 22 %.
В связи с чем, объектом государственного аудита направлены 1001 уведомлений об устранениях нарушений для самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, исполнены 991 уведомлений на сумму 11 708,3 млрд. тенге или 99%, остальные 5 государственных закупок на сумму 237,7 млн. тенге на стадии исполнения. Неисполненных уведомлений на сегодняшний день составляет 5 государственных закупок, по ним приняты меры административного характера на соответствующих должностных лиц объекта государственного аудита.
Следует отметить, что динамика выявления нарушений по результатам камерального контроля сравнению с началом т.г. умещалось на 26 %.
Более того, камеральным контролем предотвращенный дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу более 80 должностных лиц.
Вместе с тем, зачищены права и законные интересы около 28 потенциальных поставщиков. Это говорить об эффективности камерального контроля.
Кроме того, по результатам камерального контроля имелись системные нарушения по 185 государственным закупкам.
Например, камеральным контролем государственных закупок услуг по обслуживанию и содержание светофоров Мунайлинского района №444929-1 (дата публикации объявления от 11.04.2016 года) установлены нарушения пункта 8 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», и пункта 442 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648, где предусмотрены, что при осуществлении государственных закупок заказчики вправе предъявить к потенциальным поставщикам квалификационные требования в части обладания опытом работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг.
Опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг потенциального поставщика, наличие которого может быть установлено в конкурсной документации (аукционной документации), определяется в соответствии со следующими критериями:
1) до двух лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышают сто тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;
2) до пяти лет, если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышают двухсот пяти десяти тысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год.
Однако, в нарушении вышеуказанных нормы законодательства Республики Казахстан, в конкурсной документации установлено, что потенциальный поставщик должен иметь опыт работы по данному виду деятельности не менее 1 (одного) года, тогда как, сумма выделенная на данный закуп составляет 4 375 744 тенге.