На днях в Актау состоялся областной семинар на тему «Школа – территория всех. Технология сопровождения ребенка с особыми потребностями в образовательном пространстве», который собрал педагогов области, а именно педагогов-психологов, дефектологов, логопедов и учителей начальных классов.
Готов ли Казахстан к инклюзивному образованию?
К сожалению, с каждым годом в мире возрастает количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Есть они и в Казахстане. Перед обществом, системой образования и родителями таких детей стоит вопрос получения ими образования. В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение – обязательная составляющая этого документа. Что же это такое?
Инклюзивное образование – это специальная система дошкольного и школьного воспитания и обучения, которая предполагает вовлечение в процесс на равных правах детей, не требующих психофизиологической помощи, и тех, кому она необходима. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети-инвалиды и дети, у которых не наблюдается отклонений психосоматического характера. Инклюзивное образование в Казахстане – реальная возможность адекватной социализации ребят.
Семинар, организованный областным учебно-методическим центром дополнительного образования при управлении образования Мангистауской области совместно с общественным фондом «Центр развития социальных проектов «Қамқорлық», и был посвящен этой важной, животрепещущей проблеме общества.
Казахстан в плане внедрения инклюзивности в общеобразовательную систему опережает центральноазиатские страны. В стране работает 7 центров, которые предоставляют методическую и психолого-педагогическую помощь образовательным учреждениям, педагогическому составу и родителям, которые участвуют в этом процессе. Среди них есть региональные центры по внедрению инклюзивности в Актюбинской и Акмолинской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях, в Кызылорде. Коррекционную поддержку таким деткам оказывают в тринадцати реабилитационных центрах, ста сорока девяти кабинетах коррекционного направления, пятидесяти восьми консультациях психолого-медицинского типа.
Тема инклюзивного образования сегодня особо актуальна, ибо начиная со следующего учебного года, особенные детки будут учиться в обычных школах по месту жительства.
К слову, директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования Казахстана Шолпан Каринова заявила о том, что в следующем учебном году условия для инклюзивного образования будут созданы в 30% дошкольных организациях и 70% – школ. По ее словам, в сфере специального и инклюзивного образования разработаны учебные программы обучения детей по восьми видам нарушений для разработки индивидуальных учебных программ для детей в инклюзивном процессе. Впервые разработаны учебники для детей с нарушением зрения и с интеллектуальными нарушениями по Брайлю. В целом, охват обучением и воспитанием детей с особыми образовательными потребностями составил 92,2%.
«Қамқорлық» о своем опыте работы с детьми-аутистами
В ходе семинара были рассмотрены актуальные проблемы инклюзивного образования в системе образования, пути их реализации, технологии и передовой опыт. В центре внимания семинара была работа общественного фонда «Қамқорлық» по проекту «Современные коррекционные технологии в работе с детьми с аутизмом», так как с каждым годом среди нас становится все больше этих так называемых особенных детей. Четкого научного объяснения возникновения этого расстройства пока нет. Аутизм – тяжелый вид отклонений в развитии ребенка, который проявляется отсутствием общения с социальной средой, встречается как симптом во многих психических заболеваниях, но в некоторых случаях проявляется с раннего возраста и отрицательно влияет на развитие ребенка. У ребенка-аутиста может быть как высокоразвитый, так и ограниченный интеллект. В определенных областях (математика, музыка и т. д.) может быть талантливым, но может не иметь простых, элементарных социально-бытовых навыков. Эти дети часто способные, но крайне важно разглядеть в них признаки аутизма, и главное – своевременно помочь. Данные статистики катастрофически растут, количество детей с диагнозом «аутизм» все более увеличивается.
Эта ситуация актуализировала необходимость формирования инклюзивной подготовки школьных специалистов. С этой целью в ходе семинаров-тренингов, организованных общественным фондом «Қамқорлық» в несколько этапов, более 35 педагогов области (педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, учителя начальных классов) повысили свою квалификацию на тему «Современные коррекционные технологии в работе с детьми с аутизмом».
– В ходе комплексных обучающих мероприятий специалистами школы приобретен опыт педагогической работы с детьми, страдающими аутизмом, а также получены важные знания и практические навыки в таких областях, как ABA, TEECCH, PECS, логотерапия, эхолалия, арттерапия, «Нумикон» и глобальная методика обучения, мультимедийные средства, танцевально-двигательная терапия, сенсорная интеграция и другие. Также педагоги ознакомились с опытом психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом, коррекции их дезадаптационного поведения и социального взаимодействия, адаптации методов и приемов обучения и работы с родителями, – отметила директор общественного фонда «Қамқорлық» Эльмира Калиева.
В целях обмена опытом педагогами школ была организована инклюзивная методическая выставка. По окончании семинара слушателям курсов были вручены сертификаты повышения квалификации.